27 Февраль 2020 в Москве подготовлены детальные планы вариантов ограничения для жителей в случае различного хода дальнейших событий
1 марта зарегистрирован первый случай новой инфекции в Москве
17 марта по директиве Минкульта закрыты музеи и заповедники в Подмосковье и соседних областях, отменены заседания в Русском географическом обществе
25 марта объявлено о прекращении работы всех организаций и учреждений России (кроме особого списка) с 28 марта по 5 апреля
Отменен бесплатный проезд пенсионеров на общественном транспорте в Москве и рекомендовано вообще не пользоваться транспортом
5 апреля нерабочий период в России продлен до 30 апреля, объявлено о штрафах за пользованием общественным транспортом без перечисленных целей поездок
12 апреля день космонавтики, праздник Входа Иерусалимского (Вербное воскресенье) и начало Страстной седмицы
Объявлено о необходимости оформления разрешения на любое передвижение транспортом в Москве с 15 апреля под угрозой штрафа
15 апреля проверка с утра разрешений у всех пассажиров метро Москвы привела в утренние часы пик к большому скоплению людей у входа на все станции без рекомендованного жителям удаления друг от друга в общественных местах
16 апреля начата выборочная проверка разрешений в метро Москвы, призывы не допускать на пасхальные службы прихожан храмов для причащения, отменена подготовка парада к 75-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
19 апреля Пасха, начало Светлой седмицы
22 апреля началась автоматическая проверка разрешений у пассажиров общественного и личного транспорта и такси в Москве по электронным документам 150 лет со дня рождения В.И. Ленина
28 Апрель Радоница – день поминовения усопших (Красная горка)
29 Апрель нерабочий период в России продлен до 11 мая
30 Апрель исполняющим обязанности председателя правительства РФ назначен Андрей Белоусов
1 мая через 2 недели инкубационного периода инфекции после скоплений пассажиров московского метро 15 апреля СМИ сообщают о заявлениях руководства о заражении 2% населения Москвы
Раздаются призывы продлить часть ограничений на неопределенное время до создания вакцины против инфекции
6 мая Объявлено о продлении ограничений в Москве до 31 мая.
10 мая Объявлено об отмене нерабочего периода в России с 12 мая. В Москве ограничения передвижения жителей, работы сферы услуг и культуры остаются до 31 мая.
Сообщается о планах быстрого сноса крупных торгово-развлекательных центров и призывах пропагандировать изоляцию как новую норму поведения.
Сообщается о кончине или изоляции за последние несколько дней многих известных священников, монахов, религиозных деятелей.
12 мая В Москве вводятся требования обязательного ношения приобретаемых за свой счет масок и перчаток в общественных местах под угрозой штрафа до 5 тыс. руб. Памяток, рекомендаций на этот счет не встречается. Сведений о требованиях к стерильности масок при их производстве, хранении, транспортировке и продаже, о степени защиты с их помощью и о степени опасных побочных эффектов на основе клинических испытаний найти не удается. Обычная доступная характеристика средств защиты органов дыхания относит их не к медицинскому оборудованию, а к рабочей одежде в условиях повещенной загрязненности воздуха крупными частицами. Однако высокие штрафы мотивируются необходимостью защиты от инфекции чувствительных слизистых оболочек, что в рамках здравого смысла невозможно без соблюдения таких же строгих требований, которые предъявляются к хирургическим инструментам.
Поскольку текущая ситуация естественно воспринимается как последствия организации очередей в московском метро 15 апреля (не только расследований, но даже извинений по этой ситуации не встречается), прогноз от очередной неожиданной меры здравый смысл не назовёт благоприятным.
26 мая мэрское (этот термин нашелся в электронных словарях современного русского языка, а не моё изобретение по примеру мерзопакостного) совещание с Президентом о ситуации в Москве. Ссылки на хронометраж указываются по материалу: https://youtu.be/6cnEmS_7Pu8?list=PLNQxGtDny2yhPVoizbOvVTZGU2J7aiKdh
Если я правильно понял, мэр употребил греческие термины пандемия (0:45) и эпидемия (02:40) в бытовом, публицистическом или политическом смысле, но не в научном – я не встречал подтверждения по нужным критериям необходимых показателей. Было мэрское признание, что многие люди (в отличие от заключенных) два месяца оставались без прогулок (05:47) Комментаторы отмечают повышение смертности среди именно этой группы москвичей.
Президент оценил (08:28; 11:00-11:11)) мэрскую деятельность («она была целенаправленной, взвешенной, каждый шаг продумывался» (09:18-09:26) совместно с мэрской командой (08:49; 11:00-11-12 – «наметившиеся улучшения ситуации - это прямой результат, как я уже говорил, принятых Вами и Вашей командой мер»)), лишь немного запнувшись: «Всё было, все видели, здесь сбои неизбежны мелкие» (09:00-09-15).
Извинений и самокритики не было. Может «мелкие сбои» скоро забудут?
Президент упомянул хорошую оценку специалистов («это и моя оценка, и оценка специалистов, в том числе международных специалистов, международных организаций» (08:50-08:59)
27 мая Мэрская информация о продлении ограничений в Москве до 14 июня.
У своего дома по дороге в магазин я увидел обычную в эти месяцы подметальную машину, но без увлажнителя тротуара перед железной щеткой и без пылесоса рядом со щеткой. Погода стоит без ветра, тёплая и сухая, так что машина лишь поднимает пыль. Мне осталось лишь поспешить прочь на дальнюю сторону улицы.
28 мая Мэрская информация об усилении необходимости ношения масок в парках и на занятиях спортом, разрешаемых с 1 июня. Нужно разъяснение пульманологов (раздел медицины, занимающийся изучением, диагностикой и лечением заболеваний лёгких и дыхательных путей): не является ли это принуждением с помощью обмана не просвещенных в медицине людей к нанесению тяжкого вреда собственному здоровью, как бывает в изуверских сектах. Тема злой мистики потестарных структур в интернете обостряется. Потестарность (от лат. potestas — власть, мощь) — форма организации общественной власти в доклассовых и раннеклассовых обществах, не имевших политических и государственных институтов и атрибутов. Потестарность как явление осуществлялась в деятельности родоплеменных и общинных властей (военная демократия, тайный союз, власть «больших людей»). Наиболее адекватным выражением потестарности является правовой обычай. Социальная опасность потестарности заключается в отрицании и пренебрежении общечеловеческими ценностями, правами и свободами, а также в дихотомичном делении общества на «своих» и «чужих», в перерождении демократически избранной власти в деспотические и тоталитарные режимы.
Парки дозволяется посещать по предварительной заявке по графику, составляемому для каждого дома (06:47). Мотивация такой меры выглядит как личное мнение («я просто боюсь, что на улицах Москвы… так вот неделю-другую пожить посмотреть … (06:36-06-40)), ответственные прогнозы специалистов не упоминаются.
Спрашиваю сам себя в жанре сократического диалога:
«Если на маске будет мэрское изображение со свастикой, например, подойдет ли она для дозволенной прогулки?
Вряд ли.
Тогда к маске должны предъявляться какие-то требования? А какие? Этого никто не разъяснял. Самостоятельный поиск информации показывает лишь, что маски не удовлетворяют разумным требованиям. Они не стерильны, не медицинские, вообще относятся к рабочей спецодежде, вредны для здоровья. Так может у них и функция вообще не медицинская, а культурная или политическая? (Как и вышеназванное употребление греческих терминов политиками. В самых подробных советских словарях русского языка нынешнего слова масочный (02:58-03:00) я вообще не нашел. В медицине употреблялся термин масочный наркоз. Теперь прилагательное с французским корнем попадается в электронных словарях). Вдруг элемент спецодежды становится культурным символом лояльности новой цивилизации, как звезда Давида в еврейских гетто Второй мировой войны?
6 июня В канун Троицы открылись храмы для прихожан, но посещать их надо в масках.
7 июня Трансляции службы на Троицу показывают прихожан в масках. В интернете скоро появилось изображение даже священника во время службы в маске, что вызвало критические отзывы некоторых представителей церковной среды.
14 июня Состоялось освящение главного храма Вооруженных сил в Кубинке, что вызвало неоднозначные комментарии (в том числе по архитектуре и дизайну), называли стоимость спешного строительства за пару лет в 6 млрд.
22 июня Состоялось открытие этого храма с участием высших руководителей. Одновременно шли протесты в связи с текущей и ожидаемой дальше ситуацией. На улице заметил художественную раскраску стен вокруг парка надписями в стиле городских граффити. Раньше в Москве это было обычно, затем исчезло (вероятно, во время изоляции). Идут многодневные протесты в связи с предстоящим голосованием об изменениях в Конституции.
24 июня Состоялся парад в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Запись репетиций показывала людей в масках, а на самом параде их не заметно.
30 июня Состоялось давно откладывавшееся открытие мемориала Солдату подо Ржевом в присутствии руководителей России и Беларуси.
1 июля Состоялось голосование (день объявлен нерабочим) для одобрения большого сложного пакета изменений Конституции. Недавно появившиеся стенные граффити плотно закрашены. Голосование в разных формах началось несколько дней назад, на участках голосуют в масках, на входе меряют температуру, у входа полиция в масках, перчатках и с дубинками (?). Информация о посещении МФЦ показывает людей в масках. В интернете много сведений о грядущей вакцинации: ее опасности и принудительности. В СМИ доминируют темы создания новой идеологии, в интернете - опасения о стремительной реализации планов нового мирового порядка по стратегии золотого миллиарда. Реальных действий по предотвращению этого заметить не удаётся, а Конституция (ее деталям посвящены много дней все сообщения) мне напоминает знакомые детские стихи: "Что нам стоит дом построить? - Нарисуем - будем жить!". Увеличение полномочий Горбачёва (введение должности президента) накануне распада СССР не предотвратило приближавшихся событий. Древние и современный монархии (Италия при Муссолини) подчас были средством реализации власти вовсе не самих монархов (а префектов претория, вольноотпущенников, наложниц, вождя дуче). При изучении философии в СССР был традиционный вопрос о роли личности в истории, и получалось, что реальная власть зависела от искусства политика, а не декларируемых норм.
Сейчас происходят заметные явлений в религиозной жизни в результате хронического нарастания предыдущих негативных ситуаций. Взглядом историка культуры сопоставляю укоренившееся у многих людей пристрастие к постоянному пребывания в маске на открытом воздухе (явно небезвредное, особенно жарким летом) со стремительным и, казалось бы, парадоксальным распространением в Римской империи поведения с целью умерщвления плоти по разным религиозным новшествам. Столь же стремительно распространилось там делегирование свободы выбора своей жизни различным наставникам (внушаемость, управляемость, потом: "за нас думает фюрер"). Здесь затрагиваются такие глубинные подсознательные или бессознательные механизмы (вплоть до наклонности к мазохизму), которые в начале 1990-х академическая наука предлагала изучать как направление "архаического синдрома". По этому направлению планировалась кандидатская диссертация Сергея Чурашова, часто консультировавшегося со мной. Но суровые реалии начала постсоветской эпохи потребовали от него не научной, а коммерческой деятельности для обеспечения выживания себя и близких.
2 июля У входа в магазин увидел плакат с надписью: "Выбирай здоровый путь - маску и перчатки не забудь". Изображен молодой человек, но все синего цвета, так у здоровых людей не бывает. Неужели рифма - достаточное средство для мотивации такого поведения? Ведь нетрудно рифмовать иначе: "Коли в маске вышел в путь - о здоровье позабудь!".
7 июля В конце 1990-х во время своей неудавшейся попытки завершить руководство дипломными работами на историческом факультете МГУ по предложенной моими студентами проблеме исторических корней тоталитарного типа культуры я сумел сделать по этой теме несколько публикаций и содействовать публикациям своих студентов, хотя и в малодоступных и малотиражных изданиях. Сейчас не могу не вспомнить, что по полученным результатам исследования был сделан вывод, что одним из существенных признаков такого типа культуры является показательная жестокость. Это воспоминание напрашивается при обращении к материалам интернета о текущей ситуации, поскольку комментаторы и аналитики пытаются подобрать разные термины из исторического багажа для характеристики происходящего в России, например - авторитаризм и др.
29 сен. 20 г. Прошло Воздвижение, настал день ангела, завтра месяцеслов поминает Софию и её дочерей Веру, Надежду, Любовь.
В Москве началось отопление жилых домов заметно раньше, чем полагалось по прежним показателям среднесуточной температуры воздуха.
К концу лета вышли из строя известные представители разных поколений оппозиции. Оказался в реанимации, будучи под домашним арестом, Николай Платошкин, а также совершавший многочисленные поездки Алексей Навальный. Получил тяжелые травмы головы в результате нападения у подъезда своего дома 22-х летний Егор Жуков.
А мне после своего дня рождения в середине лета с огромным удовольствием удалось воспользоваться появившимися возможностями для активного образа жизни. Взглядом историка я не видел определенности ближайших вариантов развития событий. Аналитики интернета сулили разные скорые поворотные варианты, но такие прогнозы не сбывались, а я потерял интерес к регулярному мониторингу, который вёл с конца марта. Правда, все сходились на том, что осенью будет ещё хуже, чем уже было.
Я ограничился пополнением плей листов на своем канале и занялся интересной работой художественно-краеведческого характера, создавая свой контент и осваивая новые для себя технологии при его обработке. В этом деле передо мной открылся порой непочатый край новой и полезной людям работы. Другим направлением приложения своих сил я сделал цифровую публикацию озвученного варианта своего вводного курса древнегреческого языка, осваивая в этом случае новые для себя и удобные для пользователей технологии звуковой и графической подачи сложного учебного материала. Он пользовался небольшим, но стойким спросом энтузиастов лингвистического самообразования. Плоды работы я регулярно отражал на своём сайте и канале.
В прошедшие месяцы на улицах и во дворах каждый день много раз замечаешь поливальные машины. Довольно регулярно они поливают и во время дождя, что давало повод вспоминать пословицу: «Заставь дурака Богу молиться, он весь лоб расшибёт.» И вот появились свежие регламентации регулирования поведения москвичей. Накануне регулярного осеннего обострения простудных заболеваний они создают большие препятствия для активного образа жизни, о необходимости которого людям любого возраста, особенно при риске простуды, я привык слышать всю жизнь. Теперешняя регламентация противоречит былой программе активного долголетия, которая появилась сравнительно недавно, но не прошло и года с тех пор, когда она казалась традиционной, став популярной для многих пенсионеров.
Кассиры отказывают пробивать чек на продовольственные товары покупателям без маски, ссылаясь на некий приказ, - под периодический аккомпанемент в торговом зале по внутреннему радио ролика рекомендательном характере таких призывов. Принуждая к покупке маски, сотрудники магазинов не отвечают покупателю на реплику об отсутствии у масок стерильности, в ответ на реплику об угрозе побочных действий и возможности противопоказаний слышится реплика молодой женщины в роли кассира, что у неё тоже противопоказания, но она же сидит в маске. Разъяснение, что у покупателя старше неё выше вероятность нежелательных побочных последствий, встречает гробовое молчание. Мне это напоминает стиль кухонных и базарных склочных разговоров.
Ещё одна продавщица настолько безапелляционно отказалась как продать продукты покупателю без маски из-за угрозы штрафа, так и объяснить смысл ношения маски, что напомнила мне советских продавцов времени всеобщего дефицита, чувствовавших себя хозяевами жизни эпохи торгашей. Она говорила уже знакомую мне по другому магазину фразу, что маска вредна и ей, но она же её носит, говорила знакомую фразу про выполнение приказа. На вопрос: чей он? – сказала: «российского правительства, Путина, Собянина, об этом все знают из телевизора».
Я не мог удержаться от мысли: а вдруг в её устах были не просто дежурные бабьи фразы, я она действительно боится не столько болезни и даже мучительной относительно отдалённой смерти, сколько реального скорого штрафа? Может быть, за последние полгода удалось всеми средствами СМИ воспитать таких людей нового мирового порядка? Но тогда можно ли считать таких людей осознающими относительно отдаленные последствия своих действий? Если нельзя, то какова их социальная роль?
Еще я подумал: а если к ней придёт человек со словами, что он уже слабеет от голода, но не может надеть маску из-за угрозы, например, астматического удушья, которым он иногда страдает, - продаст ли она ему товар, или всё же будет требовать маску на морду? А если он под её нажимом наденет намордник, а потом испытает на её глазах приступ и скончается, будет ли ей грозить суд за причинение смерти хотя бы по неосторожности? Не зря даже для военных была формулировка о возможности явно преступного приказа, который не следует выполнять. Как историк культуры, я считаю, что подобные рассуждения органичны для любого цивилизованного общества. Но кажется, теперешнее время у нас гораздо примитивнее и жестче. Не даром без возмущенных возражений звучали утверждения о трудности управления образованными людьми, чему должен помочь не рост культуры управленцев, а снижение уровня образования (одна из популярных и больных тем нынешнего интернета).
Впрочем, и в советское время всеобщего дефицита я (тогдшний студент, аспирант и молодой преподаватель) встречал в многочасовых очередях поддержку мнения, что пропускать без очереди не следует никого, даже явно слабых и больных, как по любой другой уважительной в иных случаях (кроме очереди) причине. Хозяевами таких вот очередей чувствовали себя тогдашние продавцы (вошла в фольклор торговая фраза: "вас много, а я одна" или объявление: "ушла на базу"). Такие болезненные явления культуры я угадывал в словах из обращений академика Андрея Сахарова о наличии скрытой жестокости в послевоенном советском обществе накануне перестройки.
Сегодня же объявлено о школьных каникулах в Москве с 5 по 18 октября, во время которых не будет и дистанционного обучения.
Остаётся вспоминать песню «Всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!». Кому же от этого теперь будет хорошо? Опыт регулярного обзора интернет материалов о жизни на протяжении последнего полугодия нашёптывает, что спрашивать больше не у кого и жаловаться некому. Даже религиозным людям советовали, что Богу желательнее молиться в одиночку у себя дома. На последней православной выставке в Сокольниках в Москве была отменена запланированная культурная программа, оставив лишь торговую активность. Эти сюжетные повороты моей дневниковой заметки естественно возвращают к той теме, которая обозначена в её первых строках.
14 октября 2020 г.
Прошло две недели, минули праздники Отдания Воздвижения, Зачатия Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского, Иоанна Богослова, настал Покров Богородицы. В интернете я узнал, что категорический повсеместный отказ с конца сентября обслуживать посетителей без масок был вызван рейдами, после которых некоторые магазины закрыли, а на иные наложили огромные штрафы. Теперь такая позиция внедряется больше и больше.
Всё это время погода на редкость теплая, преимущественно сухая, напоминая не ненастья дождливой осени, а продолжение бабьего лета. По своему жизненному опыту я воспринимаю ее как наиболее благоприятную для здоровья, но в московской жизни продолжают нарастать ограничения, отмеченные в предыдущей записи. Отопление работает на полную мощность, доводя даже при отключении батарей температуру в квартире до тропической, чего я не припомню в советские времена, и вроде это идет в разрез с традиционными рекомендациями здорового климата в помещениях. Правда, кажется, так происходит не в каждом московском жилом доме.
Постоянно говорится о растущих угрозах здоровью, отклонён иск о необоснованности принимавшихся весной мер. Продлены школьные каникулы, заблокированы социальные карты для льготного и бесплатного проезда младших и старших возрастных групп. Случилось два самосожжения в знак протеста против внедряемых условий жизни: в Нижнем Новгороде оно удалось женщине, и получило большую огласку, в Петербурге не удалось мужчине в день рождения президента.
Интернет говорит о мутации вируса, о росте заболеваний среди людей молодого и среднего возраста, а не только пожилых. Пропаганда вакцин продолжается, но некого спрашивать: как она защитит от последствий мутации. Рост заболеваний скороговоркой связывают с тем, что люди летом не носили маски, но их длительное ношение весной по тогдашним мнениям независимых специалистов могло иметь такие грядущие последствия, которые теперь ослабляют защитные силы организма.
Вбивается в головы идея самоизоляции, домашнего режима для пожилых людей. А я начинаю думать об отношении не только к здоровью, но и к человеческому достоинству. Категория эта моральная и связывается с условиями для реализации жизненного предназначения.
Показатели здоровья – дело бесспорно индивидуальное и очень тонкое, я встретил указания на недостаточную статистику даже для работающих людей с регулярной диспансеризацией. Критерий 65 лет при блокировании социальных карт и домашнего режима выглядит математическим или экономическим, но никак не объяснен с точки зрения статистики показателей здоровья или болезней для каждого конкретного года рождения. Перекраивать судьбу человека по соображениям экономики и математики, а не интересов конкретной личности, кажется мне явным законодательно запрещенным неуважением его достоинства и самой жизни.
Но и статистика не позволит отнять права конкретного человека без учета его индивидуальных особенностей. Кто-то для реализации своего жизненного предназначения мог приложить долгие большие усилия, достигнув нетрадиционных для своей возрастной группы результатов. Герой знаменитой книги Бориса Полевого, на которой воспитывалось моё поколения - «Повесть о настоящем человеке», Алексей Маресьев (1916-2001) вроде не ко двору при формальном подходе к показателям здоровья.
Сведения интернета об индивидуальных показателях здоровья отводят ресурсам организма и здоровому образу жизни более 70% значения, а из остатка лишь небольшую часть придают медицинским мерам.
Знаменитый врач Николай Амосов говорил по советскому телевидению (теперь это доступно в интернете), что ограничение активности за несколько месяцев возвращает даже хорошо тренированного и очень здорового человека к показателям здоровья вовсе нетренированного. В конце первой декады июля 2020 я наглядно подметил это в звенигородском пансионате. Там есть пляж на берегу Москвы-реки, куда идет спуск от жилого корпуса. И вот я видел, как после купания и старшие школьники, и крепкие на вид здоровые молодые мужчины с трудом одолевают подъем обратной дороги, часто останавливаются, тяжело дышат. В этом пансионате я отдыхал с родителями в начале 1980-х годов, и никогда не видел такого среди возвращавшихся с пляжа. Я сразу связал это с последствиями только что на тот момент отменённого дистанционного образования и удаленной работы, запрета на передвижения и прогулок в парках даже рядом с домом. Слава Богу, на второй-третий день большинству отдыхавших удавалось нормально двигаться на подъем. Некоторые говорили, что в прошлый раз они неожиданно для себя пасовали на такой, прежде для них незаметной, дистанции. Мне же было странно, почему следуя весенним рекомендациям организаторов московской жизни, они не задумывались об очевидных и неизбежных для себя скорых негативных последствиям, которые теперь ощутили, но видимо, вновь быстро забыли под влиянием агрессивной изощрённой идеологии нового порядка.
На самих пресловутых не стерильных масках, ныне преподносимых как панацея, написано, что они не защищают от инфекции. Возможно лишь случайное уменьшение её вероятности, и эта редкая случайность для судьбы человека сыграет еще меньшую благоприятную роль, учитывая невысокий процент всех медицинских мер для сохранения здоровья по сравнению с ресурсами организма и здоровым образом жизни. А вот организация жизни её нынешними распорядителями делает образ жизни по всем показателям хронически нездоровым, причём в нынешней перспективе на неопределенно долгое время.
Интернет призывает объединить силы ученых для обсуждения этих вопросов, говорит о подготовке международного трибунала над организаторами истерии.
26 ноября 2020 – ограничения в Москве продлены до 15 января 2021.
30 ноября скончалась знаменитый искусствовед директор ГМИИ И.А. Антонова (родилась 1922).
5 декабря скоропостижно скончался известный историк России И.Я. Фроянов (родился 1930).
Если верно, как нас учили в СССР, что бытие определяет сознание, то ставшее ныне обычным зрелище, когда по морозным заснеженным пустынным улицам даже одинокие прохожие бредут в намордниках, дает естественный стимул к той работе, которой я сейчас занялся: изучаю среднюю продолжительности жизни представителей советской культуры. Исходные для этого анализа таблицы я поместил на своем сайте на странице Культурная география, а их статистический анализ обобщил на странице Домашняя библиотека в СССР.
8 декабря – сделал аудио реферат популярного теперь в интернете жанра, когда известные в интернете представители разных поколений спокойно на протяжении часа беседуют с ведущим передачу историком-педагогом о своем образовании и кругозоре. Поместил этот реферат на странице своего сайта Родные и близкие, поскольку эти беседы подчеркивают актуальность моей работы с домашним архивом.
10 декабря – записал аудио версию сказки с комментариями из круга своего детского чтения: «Как Нанабозо впервые потерпел поражение» (перевод Льва Хвостенко). Поместил эту аудио сказку на страницу своего сайта Домашняя Библиотека в СССР.
31 декабря. Несколько дней сообщается о возможности бесплатной вакцинации для пенсионеров, а в новогодний вечер уведомляют, что возвращение льготного и бесплатного проезда состоится через 15 дней после повторной вакцинации.
Я занят своим сайтом: улучшаю параметры презентации своих публикаций прошлых лет, сопровождаю лекции по древней Греции и Риму хрестоматийными материалами источников и библиографией, которые я опубликовал в 1996-2004 годах, и сохранил их цифровые копии. Выкладываю библиографию по культурной и исторической географии и хронику эволюции представлений о древней истории на протяжении 20 века. Делаю новые страницы со своими статьями и со своими книгами и брошюрами. В библиотеках не нашел упоминаний об их оцифровке, содержание сборников тех лет тоже обычно не показывается в каталогах, с передвижениями по Москве сейчас проблемы, так доступ к таким материалам вряд ли есть у тех, кто может ими интересоваться.
В интернете встречаю мнение, что былые (до 2020 года) условия жизни уже никогда не вернутся. Как историк вижу в этом начало бифуркации отношения к недавнему прошлому: либо идеализация в ностальгических воспоминаниях о беззаботном времени, либо сгущение красок негативных образов ради пропаганды нового мирового порядка. Система образования не эти процессы вроде не реагирует - парализована? Важной задачей становится спокойно разобраться в собственном отношении к жизни и событиям недавних лет, привлекая по возможности, документальный, архивный, мемуарный материал. Пока это может делать практически каждый. Но кто будет делать и будет ли? Неумолимое время идет своим ходом, оглянуться не успеешь - и понять жизнь до 2020 года будет такой же спорной проблемой, как сейчас охарактеризовать жизнь в СССР.
2021
15 января
Ограничения в Москве продлены еще на неделю.
12 июня
Сергей Собянин подписал указ: с 13 по 20 июня временно приостанавливается работа детских игровых комнат и фуд-кортов; с 13 по 20 июня приостанавливается обслуживание посетителей с 23:00 до 06:00 в ресторанах, кафе, ночных клубах, караоке и других развлекательных заведениях; в эти же дни будут закрыты аттракционы, детские и спортивные площадки, пункты проката в парках и на природных территориях. Нерабочие дни с 15 по 19 июня 2021 года с сохранением заработной платы для работников.
14 июня в понедельник я решил погулять в парке у дворца пионеров на Воробьевых горах, где был несколько дней назад с той же целью. У входа увидел перевязанные лентами скамейки, как было везде в Москве прошлой весной. На одной из них ленты были сорваны. Стоявший рядом посетитель сообщил мне, что попытка присесть обойдётся штрафом в 4 тыс. рублей. Внятно ответить на мой вопрос о причинах этого он не смог.
Собственные же размышления над мотивами и последствиями новых распоряжений подвели меня к понятию клипового сознания: скамейки на остановках общественного транспорта и в самом транспорте были доступны, как сиденья в такси и каршеринговых машинах, на свободно везде предлагаемых в прокат велосипедах. Количество людей, пользующихся доступными для контакта поверхностями явно превышает число посетителей парков, да и по дороге в парк и обратно многие посетители, особенно лишенные в парках возможности даже мимолетного отдыха, скорее всего пользовались скамейками.
Просматривая в интернете обсуждение людьми новых мер такой изоляции, я не заметил там оценки их вероятной эффективности с учетом реальных условий жизни в огромной Москве и работы общественного и иного транспорта.
Тенденции регулирования нашей жизни в условиях нового порядка слишком серьезны и затрагивают проблемы эффективности управления. Управление имеет субъекты и объекты, одним из которых в этот день оказался я, не сумев в жаркий день провести даже несколько спокойных минут в тихом пустынном тенистом парке.
В интернете есть материалы субъектов управления, где они открыто говорят о желании облегчить свои задачи. Я же, как историк, стремясь к целостному подходу в размышлениях, думаю, что понятие управления предполагает движение его объекта. Управлять неподвижным объектом предельно просто и безопасно – наблюдать за собакой на привязи, стреноженной лошадью, играть или учиться управлять автомобилем и самолетом на тренажерах и т.п.
Развитие есть форма движения. Управление в масштабах страны без приоритета развития будет самым простым, но кому такое нужно? Слабые страны быстро исчезают. По советскому времени я помню официальное понятие «годы застоя», т.е. отсутствие развития. С прекращением застоя перестройка 1985 – 1991 годов принесла такое развитие, разобраться в деталях которого кажется еще не удалось. Современники же надеялись на лучшее, пока страна не исчезла мгновенно, погрузившись в лихие девяностые.
Кажется, Гоголю принадлежат слова: «Грустно жить на этом свете, господа…»? Клиповое сознание опасно, заявлять о желании облегчить задачи управления безопасно; отсутствие глубокого анализа последствий решений, затрагивающих множество людей, опасно, но и блогерам, которые говорят об этих темах, неспокойно, а то и небезопасно в интернете, судя по их заявлениям эпохи новой реальности.
В середине июня архитекторы новой жизни взяли курс на обязательную вакцинацию. По сведениям об известных мне людях они после первого укола 3 дня лежали с высокой температурой, не могли не только выйти из дома, но и подняться с постели – одиноко проживающие не только оставались без запасов пищи, но даже не были в состоянии приготовить себе еду. Только один знакомый кололся от избытка энтузиазма в безоговорочном доверии к призывам архитекторов новой жизни, остальные укололись под угрозой увольнения с работы и исчезновения источника доходов для простого выживания. При этом был случай, когда после облегчения тяжелого состояния первых дней, несколько дней спустя состояние снова ухудшилось и на более продолжительное время.
Распространилась информация, что с 29 июня посещать учреждения питания будет нельзя без свидетельства о вакцинации. Под влиянием такой новой угрозы – вакцина ведь не прошла обязательного объёма клинических испытаний, врачи не берут на себя ответственность за последующее состояние, осложнения (констатация противопоказаний есть официально), человек под угрозами обязан подписать, что согласен взять на себя всю ответственность (откуда у него такая компетенция в большинстве случаев? Получается, что он признается в том, что не осознает реальных возможных опасных последствий своих действий) я начал внимательно изучать интернет и проводить регулярный мониторинг новой информации, отражая его результаты в плейлистах на своем канале.
Через несколько дней снизошла милость главного архитектора новой московской жизни – принимать пищу в городе без свидетельства об уколе можно на открытых верандах до середины июля. Потом милость увеличилась – на открытых верандах разрешено кормить аж до 1 августа. Примерно с 20 июня установилась аномальная жара выше +30.
Мне удалось уехать из Москвы с 26 июня до 4 июля. Кто-то из знакомых призывал не покидать Москву, ибо за её «благословенными» пределами ждет чуть ли не верная гибель. Но мое настроение было полностью противоположным, как и представление а об опасной и безопасной жизни. Время я провел в замечательных заповедных уголках при курортной погоде южнее Москвы: в Тульской, Липецкой, Воронежской, Рязанской областях.
Незабываемо встретил там свой день рождения на берегах Дона, отдыхая душой и телом. Везде постоянно видел только нормальных людей с ничем не искаженным природным человеческим ликом, доброжелательными лицами и речами, не было слышно тревожного воя сирен скорых машин со спец сигналами. Вспоминались давние московские времена без коллапсирующих пробок и ремонтных заграждений на дорогах. Люди не носились на велосипедах с плотно укутанными в черных или белые повязки лицами и тяжелой курьерской поклажей, не перебегали улицы по пешеходным переходам на зеленый свет, словно боясь при малейшем промедлении быть убитыми снайперской пулей. Вечерами с облегчением жары в эти самые короткие ночи и самые долгие дня годы люди спокойно отдыхали по берегам рек и водоемов, купаквлись, прогуливались по живописным местам своих исторических городов с богатейшей историей.
В Москву возвращаться не хотелось - там слышно отовсюду только об «ужесточении» (именно так, sic!). Это новый официальный любимейший термин строителей нового порядка, они не говорят о более последовательном, например, соблюдении рекомендаций.
Снова попав в Москву узнал, что с 19 июля милосердие распорядителей жизни стало почти безграничным – разрешено принимать в городе пищу даже под крышей без свидетельства об опасном уколе. Колоться в стране принуждают монахов – на Валааме и на Соловках с этим не согласны. Где-то таксисты и курьеры сплошь не вышли на работу после заявления об отстранении тех, кто не принесет свидетельства о «добровольном» уколе – через 3 часа принуждение, как сообщается в интернете, отменили.
Взятие больным на себя ответственности за применение медицинской процедуры понятно, если ему объяснили вероятность неблагоприятного исхода или тяжкого течения болезни в сравнении с вероятностью тяжелых последствий или осложнений от рискованной операции или опасного лечения. Но принуждение здорового человека к принятию не изученного до конца препарата должно сопровождаться согласием нести ответственность или врачом или принуждающим. Иначе при неблагоприятном исходе получается действие, повлекшее причинение вреда (тяжкого вреда, стойкого расстройства) здоровью либо сознательно, либо по неосторожности или из-за отсутствия компетенции, по халатности тех или иных вовлеченных в такие события лиц. Так ли это? Понятно ли, как соотносится вероятность здоровому заболеть, тем более в тяжелой форме, без процедуры, - с вероятностью получить тяжкие осложнения от процедуры? Должна быть ясная надежная статистика, разве не так?
Можно ли считать, что принужденные к прививке хотя бы пополняют число тех, на ком вакцина проходит испытания? Разве для испытуемых не обязательно глубокое исследование состояния здоровья? (известно, что полностью здоровых людей найти трудно). А по сведениям интернета глубокое исследование здоровья на наличие скрытых хронических заболеваний, предрасположенность к ним, состояний ремиссии вроде как не проходит в обязательном порядке. Так что риск осложнений для своего здоровья не поможет другим избежать подобных осложнений. Так ли это?
С 28 августа по 12 сентября удалось совершить замечательную незабываемую поездку на Среднюю Волгу, о которой давно мечтал. После возвращения начал обработку множества привезенных фото и аудио материалов, записал аудио файл со своим обзорным рассказом о путешествии.
Относительно вольная жизнь в Москве длилась недолго. Хорошо, что по крайней мере успел после интенсивного листопада убраться на зиму на некрополях своих родных.
С 1 по 7 ноября по всей стране снова объявлены длительные выходные, а в Москве они начались еще раньше - с 28 октября. Все закрыто, кроме продовольственных магазинов и аптек. Пенсионерам с 8 ноября аж до начала весны (пока до 25 февраля) опять блокируются социальные карты - отменяется льготный проезд. Снова призывают "самоизолироваться". И по всем каналам указывают на вакцинацию как на единственный выход из этой жизни. В ночь на 2 ноября в моей квартире началась интенсивная течь с потолков во всех жилых и нежилых помещениях, замкнуло электричество, промокла одежда и постель, на другой день вздулся паркет. Прошел до ближайших магазинов в надежде, что хозяйственные отделы с электрическим и сантехническим оборудованием и хоть каким-то бельем и одеждой работают - увидел на своем опыте, что это тоже предметы первой необходимоти. Но - увы! Всё было наглухо закрыто, как и салоны связи, где можно было бы пополнить счет на телефоне, приобрести замену неисправной батарейки или аппарата. Иногда и объявлений не было - как долго это будет длиться. А в интернете накануне успел увидеть размышления, что грозит локдаун с продлением, быть может, и до Нового Года!
Для исторического наблюдения важно, что с 14 октября до 14 ноября давно заявлена перепись населения. Представить себе не мог, насколько успешно она сможет проходить в таких условиях, почему не сообщили об ее отмене вместе с призывами ни с кем не контактировать? Потом на наружных дверях подъездов ближайших домов увидел одинаковые объявления - к вам приходил переписчик, не застал вас дома, теперь можно лично прийти по указанному адресу для личного сообщения данных по переписи. Но никто в квартиры не приходил, никаких звуков даже не было слышно. Затем появилась информация о возможности передать свои данные в электронной форме.
Другой существенный для историка культуры факт - праздник 4 ноября вместо советского празднования дня Октябрьской революции 1917 года фактически становится незаметным, и по крайней мере неактуальным в таких условиях жизни.
А 7 ноября исполняется 80 лет более новому празднику - историческому параду на Красной площади 1941 года, в честь которого в недавние годы были костюмированные шествия и проезд старой военной техники. Этот парад готовился, как видно из интернета, и на текущий год, но сюрприз его отменил. Я привык, что по советской традиции большие круглые даты празднуются с особенным размахом. Пришлось ограничиться поиском в интернете записей прежних лет и отметить для себя этой вехой очередную переломную точку к новому типу культуры. Современников прежней культуры становится все меньше.
30 октября исполнилось 30 лет со времени первого официального Дня памяти жертв политических репрессий. Массового, как было прежде, возложения цветов у Соловецкого камня в Москве теперь, из-за особенностей московских порядков с 28 октября, не было. В то же время начинается не быстрая процедура рассмотрения вопроса о ликвидации организации "Мемориал".
8 ноября никаких объявлений о продлении локдауна не последовало, и по умолчанию все снова открылось. Если бы открылось на сутки раньше - упомянутой переломной точки в культуре могло бы не наблюдаться, а то и парад бы прошел как обычно. Наверное, все были так рады, что жизнь хоть как-то вернулась на недавние рельсы, что про эти исторические символы никто не подумал.
К 13 ноября информационное пространство переполнилось новой суровой заботой - с февраля грозит вроде бы вечное ограничение жизнедеятельности всем, кто не сделает прививку - они смогут посещать лишь аптеки и продовольственные магазины. Причем прививки надо будет делать регулярно, ежегодно или чаще. Информация о необходимой стастике по осложнениям от вакцин не появляется. Врачи не берут на себя ответственность за последствия, человек должен добровольно взять её на себя. А если бы человек с прививкой лежал несколько дней с высокой температурой, не будучи в состоянии пойти в магазин и приготовить себе пищу, как иногда бывает, и в эти дни его жилище начало бы заливать, как мою квартиру - что бы с ним стало?
Так что перспективные прогнозы весны 2020 года о новом вечном мировом порядке сбываются тютелька в тютельку, несмотря ни на что...
2022
Февраль
За несколько недель до объявленного окончания срока блокировки социальной карты (с 28 октября по 25 февраля) получил на электронную почту письмо с информацией об упрощении пополнения баланса транспортной карты «Тройка».
23 февраля состоялся с детства привычный праздничный салют – в постсоветское время по поводу Дня защитника Отечества, прежде – Дня Советской Армии и Военно-морского флота.
24 февраля объявлено о начале военной операции в только что признанных Донецкой и Луганской народных республиках. Сразу представить себе её масштабы было невозможно.
25 февраля объявления о продолжении блокировки социальной карты не последовало.
3 марта отменены QR коды для посещения общественных мероприятий.
Начались замедления и перебои в работе социальных сетей Facebook и других, через несколько дней появилась информация об их блокировке в связи с военной операцией на Украине, а также, что 8 марта планировалось наступление войск Украины на Донецкую и Луганскую республики с одновременным вторжением в Крым.
За последние месяцы я разместил много интересного для себя материала в сети Facebook. Мои публикации показались интересны и другим пользователям, получали положительные отклики, а я - значки наиболее активного участника, даже эксперта по визуальному контенту. Поскольку теперь доступ в Facebook прекратился, я решил разместить на своем сайте аннотации, которые сопровождали мой контент в Facebook.