УРОКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА - THEODOT

Перейти к контенту

Главное меню:

УРОКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА

В.В. Федотов первое знакомство с древнегреческим языком
Знакомство с греческим алфавитом
В.В. Федотов.
Первое знакомство с древнегреческим языком.
Урок 2. Греческое произношение.
В.В. Федотов.
Первое знакомство с древнегреческим языком.
Урок 5. Первые слова о себе и о мире.
В.В. Федотов.
Первое знакомство с древнегреческим языком.
Урок 6. Система мер и весов у древних греков.
В.В. Федотов.
Первое знакомство с древнегреческим языком.
Урок 7. Греческая письменность.
В.В. Федотов.
Первое знакомство с древнегреческим языком.
Урок 8. Синтаксис простого предложения.
В.В. Федотов.
Первое знакомство с древнегреческим языком.
Урок 9. Синтаксис сложного предложения.
В.В. Федотов.
Первое знакомство с древнегреческим языком.
Урок 10. Значения падежей. Имена существительные.
В.В. Федотов.
Первое знакомство с древнегреческим языком.
Урок 11. Прилагательные, глагол, причастие.
Древнегреческие ученые создали науку о собственном языке, которая легла в основу языкознания.
Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) писал сочинения: «О ритмах и гармонии», «О красоте слов», «О благозвучных и неблагозвучных буквах», «О наименованиях» и др.
Протагор (480 – 410) ввел разделение слов на роды: мужской, женский и «вещный» (т.е. средний). Его занятия легли в основу представления о наклонениях глаголов (он выделял вопросы, ответы, поручения и просьбы).
Продик (V в. до н.э.) пришел к выводу, что полных синонимов в языке не бывает.
Платон (427 – 347) при выяснении этимо-логии обращался к диалектным формам слов, стараясь выделить из них наиболее древние. Он понимал, что часть греческих слов заимстовованы («у варваров»), особенно среди тех греков, которые живут в чужеземных странах. Он различал первичные и производные слова, ударные и неударные слоги.
Аристотель (384 – 322) выделял имена и глаголы, которые пе-редают оттенок времени, отмечал острое и обличенное (сред-нее) ударение, многозначность падежей.
Хрисипп (277 – 208) среди частей речи обозначал имя собственное, нарицатель-ное, глагол, союз, артикль и местоимения. Антипатр (II в. до н.э.) к этим именам добавлял наречия.
Философы стоической школы употребляли названия падежей, глагольных времен, выделяли предложения простые и сложные, среди которых называли придаточные условия и причины.
Эпикур (341 – 270) размышлял о происхождении языка как средства общения (его взгляды изложены в латинской поэме Лукреция «О при-роде вещей»).
Зенодот Эфесский (325 – 260) составлял словари диалектов.
Дионисий Фракиец (170 – 90) в Александрии разработал наиболее подробное учение о грамматике.
Оно включает представления об ударении, пунктуации, гласных и согласных, дифтонгах. Выделяет звуки (включая придыхательные, двойные и плавные), слоги, слова и предложения.
Среди частей речи обозначены имя, глагол, причастие, артикль, ме-стоимение, предлог, наречие, союз. «Словом» он называл наименьшую часть связного предложения. «Предложением» — соединение слов, выражающее законченную мысль. «Местоимением» — слово вместо имени. «Наречием» — несклоняемую часть речи, характеризующую глагол. «Союзом» — слово, связывающее мысль в определенном порядке.
Среди имен выделялись склоняемые, собственные и нарицательные, изучалось их изменение по родам (мужскому, женскому и среднему), числам (единственному, двойственному и множественному) и падежам.
Имена разделялись на первичные, производные, отглагольные, ласкатель-ные, прилагательные, сравнительные и превосходные.
У глаголов изучалось время, лицо и число, выражение действия, «страдания» и «середины», наклонения изъявительное, пове-лительное, желательное, сослагательное, неопределенное.
У артиклей выделялись род, число и падеж. У местоимений – личные и притяжательные.
Было выделено 26 видов наречий (времени, образа действия, числа, места, удивления, предпо-ложения и др.), частицы, междометия, отглагольные прилага-тельные. Среди союзов назывались соеди¬ни¬тельные, разде-лительные, причинные и др.

Федотов В.В.
Источники для изучения словарного состава древнегреческого языка.
По кн.: Федотов В.В. Античная библиография: аннотированный справочник сохранившихся и не сохранившихся сочинений. М.: Компания Спутник+, 2004. 144 с.
В 1828 и 1843 гг. были изданы 1-ый и 2-ой тома, а в 1853 и 1859 гг. – 3-ой и 4-ый тома первого Свода греческих надписей (Corpus Inscriptionum Graecarum), созданного немецким ученым Августом Бёком (1785-1867). Указатель к этим томам был опубликован по материалам Бёка в 1877 г. его сотрудниками. Это свод включил 9926 надписей, расположенных по географическому принципу. В 1873 г. началось 4-томное издание более обширного Свода Аттических надписей (Corpus Inscriptionum Atticarum), завершенное в 1888 г. Затем издавались своды надписей из других областей Греции. Отдельные издания были объединены в серию под общим названием «Греческие надписи» (Inscriptiones Graecae) из 15-ти томов. В 1855-1901 гг. русский ученый В.В. Латышев (1855-1921) опубликовал Свод греческих и латинских надписей Северного побережья Черного моря (Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae). В 1946 г. в Оксфорде издана хрестоматия важнейших для историков греческих надписей, созданных вплоть до смерти Александра Македонского и начала эллинизма 323 г. до н.э. К ним относятся, в частности, юридические памятники по вопросам внутренней и внешней политики, международных отношений, по религиозным делам и другие: фрагменты законов острова Хиос 600 г., большой локрийский закон о колонизации 460 г., закон Галикарнасса о спорном имуществе 460-455 гг., афинские постановления эпохи Первого Афинского морского союза 455 г., 454 г., 450 г., 448 г., постановление Афин о сицилийской экспедиции 415 г., надпись об антиафинском восстании в Эретрии 411 г., об афинском управлении островом Делос 410 г., афинский закон о жрецах 448 г., надпись о посредничестве Аргоса в делах двух других греческих полисов 450 г., поздняя копия 409 г., древнейших афинских законов Драконта, надпись о спартанском освобождении Делоса от афинского покровительства 403 г. после победы над афинским союзом в пелопонесской войне, договоры 395 г. о союзе Афин с Беотией, Локридой, Эретрией 394 г., с Хиосом 384 г., Олинфом в Македонии 383 г., Византием на Боспоре 378 г., Халкидой 377 г., Коркирой, Акарнанией и Кефалленией 375 г., Левкадой 368 г., надпись о посредничестве в споре между крупным экономическим и политическим центром Милетом и одним из мелких греческих полисов 391 г., договор об образовании Второго афинского морского союза 377 г., отчеты афинских союзных властей на Делосе 377 г., договор о союзе Афин с македонским царем Аминтой 375 г., союзный договор Афин с сиракузским правителем Дионисием 367 г., надпись об отношениях Афин с Этолийским союзом 367 г., текст союзного договора Афин с Аркадией, Ахайей, Элидой и Флиунтом 362 г., договор времени начала возвышения Македонии о союзе Афин с царями Фракии 357 г. а также с царями Фракии, Пеонии и Иллирии 356 г., с городами Эвбеи 357 г., надпись о поселении афинских колонистов (клерухов) в Потидее 361 г., надпись 361 г. о вечном союзе между Афинами и Фессалией, надпись о захвате Амфиполя Филиппом Македонским 357 г., надпись о помощи Афин, оказанной Эретрии 357 г., текст союза Филиппа II Македонского с Халкидой 356 г., надпись о пребывании в Афинах эмигрантов из союзного Олинфа, осаженного и затем разрушенного македонцами 348 г., возобновление союза между Афинами и Митиленой 346 г., текст мирного договора греческих государств с Филиппом Македонским 338 г., текст договора Александра Македонского с греческими государствами 336 г., договор между Ольвией и Милетом 330 г., надпись об афинской колонизации побережья Адриатического моря 325 г., текст присяги (клятвы) афинских юношей призывного возраста (эфебов) и текст клятвы афинян накануне военного сражения.
Среди надписей об экономическом развитии важны надписи о затратах на войну с Самосом 440-439 гг. и на экспедицию в Коркиру 433 г., финансовый декрет Каллия 434 г., надпись о спартанских пожертвованиях на архидамову войну 427 г. (это первая стадия пелопоннесской войны), надпись об использовании афинским государством средств из священных сокровищ 426-423 гг. во время Пелопоннесской войны, надпись о перераспределении налогов Первого Афинского морского союза 425 г. времени пелопоннесской войны, афинский декрет о единстве мер, весов и монет 423 г., перечень сокровищ, хранящихся в Парфеноне на афинском акрополе 422 г. а также других афинских сокровищниц 422, 413, 407 гг., афинский декрет о приношениях в Элевсине 418 г., перечни затрат афинской казны на общественные нужды 418-414 гг., 411 г., 410-409 гг., список имущества, конфискованного афинянами у осужденных по процессу об осквернении священных изображений (процесс «гермокопидов») и отдельно о продаже имущества осужденного по этому делу и бежавшего в Спарту политика Алкивиада 414-413 гг., перечень спартанских пожертвований в честь победы при Эгоспотамах 405 г. при окончании пелопонесской войны, договор о монетной системе Фокиды и Митилены, перечень даров на восстановление общегреческой святыни – дельфийского храма 363 г., перечень взносов на так называемую священную войну 355 г., опись сокровищницы дельфийского храма как общегреческой святыни 346 г., надпись об уплате Фокидой штрафа в пользу Дельф, наложенного международным решением за нарушение границ священной территории 343 г., надпись о поставках зерна из Кирены в другие греческие государства 330-326 гг.
В 264 г. сделана большая надпись с перечислением важнейших исторических событий общегреческого значения, происходивших на протяжении предыдущей тысячи лет (так называемая Паросская хроника). Эта надпись на мраморной плите толщиной 15 см имеет в высоту 2 м, в ширину 80 см. Первая часть плиты была куплена в Смирне в XVII в. и затем попала в Оксфорд, вторая часть найдена в 1847 г. и хранится в Париже. Начальные строки надписи (1-44) разрушены, сохранились строки 45-93. Очень подробно эта надпись воспроизводит события 400-323 гг.
Из других надписей хорошо сохранилась надпись о приношении легендарного своим богатством лидийского царя Креза в считавшийся одним из чудес света храм Артемиды Эфесской 550 г., афинская надпись, посвященная павшим в марафонской битве, эпитафия коринфянам, павшим в морской битве при Саламине, посвятительная надпись за победу над персами 479 г., завершившую наиболее активный этап греко-персидских войн, афинское постановление в честь города Неаполь Фракийский 410 г., афинское постановление в честь македонского царя Архелая 407 г., почетная надпись афинян в честь жителей острова Самос 405 и 403 гг., афинский декрет в честь правителя Дионисия Сиракузского 393 г., надпись о почестях, оказанных афинянами жителям Клазомен 387 г. и царю Одрисского царства 386 г., надпись о победе возглавлявших беотийский союз фиванцев в битве при Левктрах 371 г., почетный декрет Афин в честь жителей Митилены 369 г., надпись об оказании афинянами почестей правителю Сицилии Дионисию I и его сыновьям 368 г., декрет жителей Оропа в честь Македонии 350 г. времени правления Филиппа Македонского, надпись о почестях, которыми афиняне удостоили жителей маленького острова Тенедос 339 г. и жителей Акарнании 337 г.
Полностью сохранилось немало греческих литературных (поэтических и прозаических, драматических и лирических, эпистолярных, биографических, ораторских) и научных произведений: по истории, философии, медицине, географии и др. отраслям знаний. Часть таких произведений известна лишь во фрагментах, о некоторых известно лишь по отдельным цитатам из трудов позднейших писателей либо только по названиям. Одни произведения датируются точно, другие лишь по времени жизни авторов. Время жизни некоторых авторов, чьи сочинения не сохранились, иногда датируется приблизительно. В Византии до крестовых походов было известно значительно больше древних произведений, чем сохранилось до настоящего времени.
До нас дошла лишь часть произведений знаменитых афинских трагиков: Эсхила (525-456 гг. до н.э.), Софокла (496-404 гг. до н.э.) и Эврипида (480-406 гг. до н.э.). Сохранились произведения автора комедий Аристофана (450-388 гг. до н.э.). Современником этих прославившихся драматургов был поэт Пиндар из Фив (518-440 гг. до н.э.), создавший более 4 тыс. произведений, большинство из которых утрачено. Первым полностью сохранившимся исторических сочинением является «История» Геродота (484-425 гг. до н.э.), которого поэтому называют «отцом истории».
Известно 56 рукописей этого труда, переписанных в X—XV вв, а также папирусные отрывки I—II вв. На примере структуры «Истории» Геродота можно показать типичные акценты, приемы композиции и содержание классических исторических памятников античной эпохи. Кн. 1. О происхождении финикийцев, царстве Креза (560 – 546 гг.), набегах киммерийцев, лидийском царе Гигесе (685 – 652 гг.), державе Креза, происхождение дорийцев, пеласги, Писистрат, Ликург, скифы в Мидии (584 г.), война Лидии с Персией, происхождение этрусков от лидийцев, Мидия, вторжение скифов, воспитание Кира, его война с Мидией, ассирийское владычество в Азии 520 лет, обычаи персов, изгнание ахейцами ионийцев, фокейские колонии и мореплаватели, их связь с Тиррерией, Иберией, Тартессом, завоевание персами Ионии, важность торговых выгод, предания о карийцах во времена Миноса, Вавилон, его взятие Киром, природные условия и обычаи Месопотами, Каспийское море, массагеты. Кн. 2. Египет, природные условия и обычаи, Мероэ, пигмеи, происхождение эллинских верований от египтян, пеласгов и из Ливии, 400 лет назад Гесиод и Гомер первыми дали для эллинов имена и прозвища богов, составили их генеалогию, описали образы, ритуал и функции. Религиозные праздники в Египте, сказания о Фениксе, бальзамирование, древние цари Египта, колхи, эфиопские цари, Троянская война, пирамиды, войны с ассирийцами, хронология, лабиринт, канал из Нила в Красное море. Кн. 3. Причины завоевания Египта Камбисом, походы против аммониев и эфиопов, Поликрат на Самосе, Периандр в Коринфе, сооружения на Самосе, восстание в Персии против Камбиза, приход к власти Дария и «избиение магов», реформы Дария, список его сатрапий и податей, Индия, Аравия, крайний север Европы, «одноглазые люди» и «стерегущие золото грифы», послы Дария в Греции, завоевание Дарием Самоса, восстание в Вавилоне против Дария, второе разрушение Вавилона. Кн. 4. Скифы и киммерийцы в Азии, природные условия, легенды, гипербореи по рассказам делоссцев, описание частей света, плавание при Нехо II вокруг Африки, попытки персов обгнуть Африку через Геракловы Столбы, плавание Скилака при Дарии, о границах Европы на востоке и на севере («никому достоверно неизвестно»), реки Скифии, Истр и его притоки, Гипанис, Борисфен, Танаис, обычаи скифов, погребение царей, Анахарсис и его попытка ввести культ Матери богов, скифский поход Дария, размеры Понта Эвксинского (Черного моря), скорость кораблей, геты, описание «скифского квадрата» («20 дней пути»), народности Скифии, савроматы, амазонки, Дарий за Истром, Кирена в Африке, обитатели средиземноморского побережья Африки, обитатели ее областей южнее побережья, южная пустыня, рассказы карфагенян об обитателях побережья Африки за Геракловыми Столбами. Кн. 5. Фракия, выдающаяся многочисленность народа, обычаи фракийцев, свайные поселения в Пеонии, восстание на Наксосе как повод для Греко-персидских войн, Аристагор из Милета, восстание в Ионии, «царский путь» из М. Азии в Сузы, Гармодий и Аристогитон в Афинах, Кадм и финикийцы в Беотии, происхождение греческой письменности от финикийцев, спартанцы освобождают Афины, изгнанники подкупают пифию, Афины после тирании и до ионийского восстания, реформы Клисфена, килонова смута, значение тирании, тирания в Коринфе, бегство Гиппия к персам, посольство Аристагора, подавление восстания. Кн. 6. Взятие Милета, восстановление персами демократии в Ионии, поход Мардония, шторм у Афона, полномочия спартанских царей, власть рабов в Аргосе, подготовка нового похода Датиса и Артаферна, подготовка к марафонской битве, спартанская дипломатия, марафонская битва, алкмеониды, пеласги в Афинах. Кн .7. Подготовка Дария к новому походу после марафонской битвы, планы войны после его смерти в первые годы правления Ксеркса, поход Ксеркса, канал через Афон, мосты через Геллеспонт, численность армии (1, 7 млн чел.), состав персидского войска и его вооружение, происхождение народностей М. Азии, поход персов через Фракию и Македонию, природные условия Фессалии, афинские послы в Дельфах, «деревянные стены», поход Миноса в Сицилию, решения о защите Олимпийского и Фермопильского проходов, общая численность армии персов (5 млн чел.), сражение при Фермопилах. Кн. 8. Морская битва при Артемисие, «распри в своем народе настолько губительнее войны против внешнего врага, насколько война губительнее мира», персы в Беотии, поход на Дельфы, греческий флот у Саламина, персы в Афинах, решение о саламинской битве, отступление Ксеркса. Кн. 9. Битва при Платеях, состав греческой армии (100 тыс. греков, 300 тыс. персов), битва при Микале.
Следующими после Геродота оставили свои классические труды о современной для них истории Фукидид (460-396 гг. до н.э.) и Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.). Ксенофонт, помимо «Греческой истории», посвященной событиям 411-362 гг. до н.э., оставил «Воспоминания о Сократе», труды о персидской истории («Киропедия»), об отдельных греческих государствах – Спарте и Афинах, и «Домострой». Содержание «Домостроя» разделяется на главы: «Определение понятия о хозяйстве», «Важность науки о хозяйстве», «Хозяйство у дурных и хороших хозяев», «Занятие ремеслами, военным делом и земледелием», «посещение Кира Лисандром», «Похвала земледелию, неблагоприятная сторона земледелия», «Общие выводы», «Цель брака, обязанности жены», «Домашнее благоустройство», «Об устройстве дома», «управительница, значение хозяйки», «Отучение жены от румян и белил и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве», «Деятельность Исхомаха», «Управляющий, выбор его и подготовка», «Качества управляющего», «Законы для слуг о честности», «Необходимость изучать земледелие», «Почва и обработка ее», «Посев», «Уборка хлеба и очистка зерна», «Садоводство», «Заботливые и нерадивые землед¬ельцы», «Умение обращаться с людьми и повелевать ими».
О содержании медицинских сочинений позволяют судить известные нам, в том числе в русском переводе, труды Гиппократа (460-356 гг. до н.э.) и членов его медицинской школы на острове Кос: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», «Об искусстве», «О древней медицине», «О сердце», «О железах», «О природе человека», «О здоровом образе жизни», «О семени и природе ребёнка» «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии» кн. 1, 3, «О диете при острых болезнях», «О внутренних страданиях», «О священной болезни», «О врачебном кабинете», «О переломах», «О ранах головы», «О геморроидах», «О зрении», «О женских болезнях», «О прорезывании зубов», «Афоризмы», «О страданиях», «О диете при острых болезнях» (дополнение), «О болезнях» 4 кн., «Эпидемии» кн. 2, 4—7 (физиогномика), «Об употреблении жидкостей», «О влагах», «Предсказания» 2 кн., «Косские прогнозы», «О кризисах», «О критических днях», «О мускулах», «О неделях», «О диете» кн. 1—4, «о сновидениях», «О пище», «О ранах», «О суставах, «О рычаге или о вправлении суставов», «О природе костей», «О фистулах», «О местах в человеке», «О женской природе», «О бесплодных женщинах», «О женских болезнях» кн 2., «О сверхоплодотворении», «О семимесячном плоде», «О восьмимесячном плоде», «О вырезывании умершего в утробе плода», «О болезнях молодых девушек».
О риторических сочинениях и уровне юридической правовой мысли, системе судопроизводства позволяют судить 42 сохранившиеся речи Лисия (469-380 гг. до н.э.). Они посвящены, в частности, процессам об убийстве, о нанесении раны с заранее обдуманным намерением, о святотатстве, о наследстве, об отказе в назначении пенсии инвалиду, постановлениям о конфискации имущества, процессу против хлеботорговцев, обвинениям в нечестии, уклонении от военной службы, жалобам о злословии. Часть речей касается внутриполитической жизни и связанных с ней судебных процессов. Аналогичный характер имеют сочинения Исократа (436-337 гг. до н.э.), Демосфена (384-322 гг. до н.э.) и других греческих ораторов.
Знамениты многочисленные сочинения философов Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Утрачены составленные Аристотелем труды об эволюции государственного устройства многих десятков греческих и соседних с ними государств. Сохранился составленный на их основе обобщающий труд «Политика».
Об уровне исследования отдельных городов-государств позволяет судить содержание лишь одного уцелевшего сочинения Аристотеля на эту тему – «Афинской политии». Отдельные главы «Афинской политии» посвящены: Часть 1. История государственного устройства афинян: Килонова смута (1), Древнейший государственный строй (2—3), Законодательство Драконта (4), Законодательство Солона (5—12), Смута после Солона (13), Правление Писистрата (14—16), Правление Писистратидов (17—19), Реформы Клисфена (20—22), Греко-персидские войны (23—25), Развитие демократии (26—28), Олигархия Четырехсот (29—33), Конец войны (34), Правление Тридцати (35—37), Восстановление демократии (38—40), Обзор политических преобразований (41), Часть 2. Современный государственный строй афинян, Гражданские списки и воспитание эфебов (42), Порядок избрание должностных лиц. Совет 500 и народное собрание (43—46), Совет и администрация (47—54), Архонты (55—59), Должности, избираемые поднятием рук (61), Выборы по жребию, жалованье, повторность занятия должностей (62), Организация судов (63—69).
Более двухсот трудов о различных проблемах естественных и гуманитарных наук создал философ Феофраст (370-287 гг. до н.э.). О типологии литературных и риторических образов, а также о вопросах психологии позволяет судить его сочинение «Характеры», отдельные главы которого посвященные описанию поведения, основой которого считалась: Ирония, Льстивость, Пустословие, Неотесанность, Угодливость, Отчаянность, Болтливость, Бессовестность, Крохоборство, Бесстыдство, Бестактность, Суетливость, Тупоумие, Грубость, Суеверие, Ворчливость, Недоверчивость, Нечистоплотность, Назойливость, Тщеславие, Скаредность, Бахвальство, Высокомерие, Трусость, Приверженность к олигархии, Злоязычие, Подлолюбие, Подлокорыстие.
О тематике математических сочинений позволяют судить труды Архимеда (285-212 гг. до н.э.), среди которых есть следующие: 1. Механические фрагменты, 2. Квадратура параболы, 3. О шаре и цилиндре, 4. О коноидах и сфероидах, 5. О спиралях, 6. Измерение круга, 7.О равновесии плоских фигур (центры тяжести), 8. Послание к Эратосфену о механических теоремах, 9. О плавающих телах, 10. Псаммит, 11. Катоптрика, 12. Об устройстве небесной сферы, 13. Задача из эпиграмм, 14. Стоиахий, 15. О многогранниках, 16. О построении описанной около шара телесной фигуры, 17. Книга лемм, 18. О построении круга, 19. Теоремы, 20. О касающихся кругах.
На греческом языке и под греческим влиянием создавались во времена Архимеда ранние произведения римской литературы и истории (например, по-гречески написал свои «Анналы» древнейший римский историк Квинт Фабий Пиктор (род. 254 г. до н.э.). Происходило это в эпоху своеобразного «латинского просвещения» в первые десятилетия превращения Рима, уже одного из сильнейших госдуарств Италии, в крупное средиземноморское государство, соперничавшее с Карфагенской державой. Такое просвещение шло со стороны греков, многие из которых издавна жили в греческих колониях Италии и Сицилии – со времени основания самого Рима. Благодаря этому просвещению на латынь переводились памятники греческого эпоса, последующей драматургии и комедии. Первые авторы римской комедии широко использовали сюжеты греческой комедии, применяя их к местным бытовым реалиям. Во II в. до н.э. римляне подчинили себе греческие государства. Эти события подробно охарактеризованы в труде греческого историка Полибия (200-120 гг. до н.э.), пытавшегося выяснить причины возвышения римского могущества. Полибий занимался и историческим моделированием, например, рассуждая, какова была бы судьба предприятий Александра Македонского, если бы он остался жив и после восточных походов обратился бы на запад, в Италию, куда действительно имел намерение отправиться.
Греческие сочинения римской эпохи, созданные в Римской империи, тоже многочисленны. 6 томов занимает труд «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (80-29 гг. до н.э.). I Мифы, Египет 1. Предисловие, египтяне о начале мира, о первых людях, о жизни в то время, о богах Египта, о Египте, о Ниле. 2. О первых фараонах, пирамидах, законах, о священных животных, обрядах, о греках в Египте. II. Ассирия, Индия, Скифия, Аравия, острова. Нин, Семирамида. Построение Вавилона, висячие сады, поход Семирамиды в Египет, Эфиопию и Индию, Сарданапал, халдеи, мидийские цари, положение Индии, нравы, законы, скифы, амазонки, гипербореи, Аравия. Острова на юге в океане. III. Эфиопия, амазонки Африки, Атлантида, первые боги. Эфиопы. Золото на границах Египта. Приморские народы от Аравийского залива до Индии. Цари ливийские, амазонки, Атлант, Аммон. Нис, титаны, Дионис, мать богов. IV. Греческие боги, аргонавты, Тезей, «Семеро против Фив». Древнейшая Греция, Дионис, Приап, Гемафродит, музы. Геракл, подвиги, аргонавты, Медея. Гераклиды, Тезей, «Семеро против Фив», эпигоны, лапифы и кентавры, Асклепий, Пелоп, Тантал, Ниоба, Дардан, Дедал, Минотавр, поход Миноса в Сицилию, Дафна, Орион V. Острова Запада, Родос, Крит. Сицилия, Деметра и Кора, Липарские острова, Корсика, Сардиния, Питиуса и Балеарские острова, остров в Океане на Западе, Британия, Галлия, Кельтиберия, Иберия, Лигурия, Тиррения, Священный остров, острова в Океане на юге, Самофракия и мистерии, Родос, Наксос, Крит, Хиос, Самос, Тенедос, Киклады. VI—X фрагменты с Троянской войны до 480 г. до н.э. XI. 480—451. Поход Ксеркса в Грецию, Фермопилы, Саламин, Мардоний, нападение Карфагена на Сицилию, Платеи, строительство Фемистокла в Пирее, землетрясение в Лаконии, свобода Ионии, отпадение Мессении, плавание Перикла XII. 450—416. Фурии, законы Харонда, Залевка, ХП таблиц, Пелопоннесская война, эпидемия в Афинах, Сфрактерия, мир. XIII. 415—405. Сицилийская экспедиция, Алкивиад, осада Сиракуз, возобновление войны, олигархия 400, спартанцы засыпают Эврип, Дионисий в Сиракузах, Аргинуссиие острова, мир XIV 404—387 XV 386—361, XVI 360—336 XVII 335—324, XVIII 323—318 XIX 317—311, XX 310—302 XXI—XL фрагменты 301—60 гг. до н.э.
О географических сочинениях позволяет судить полностью сохранившийся труд Страбона (63 г. до н.э.-23 г. н.э.) «География», который является вершиной греческой географической мысли. Многочисленные более ранние произведения, которые Страбон анализирует, до нас не дошли. Отдельные главы «Географии» Страбона посвящены: I – II Введение, III Иберия, IV Кельтика, Бреттания, Альпы, V Италия, VI Южная Италия, Сицилия, VII Истр, Германия, Таврика, Скифия, фрагменты, VIII Пелопоннес, IX Аттика, Мегарида, Фокида, Локрида, Фессалия, X Эвбея, Этолия, Акарнания, Крит, XI Кавказ, Гиркания, Парфия, Бактрия, Мидия, Армения, XII Малая Азия, Каппадокия, Понт, Вифиния, Галатия, Мисия, Фригия, XIII Малая Азия, Троада, Лесбос, Пергам, XIV Иония, Кария, Памфилия, Киликия, XV Индия, Ариана, Персия, XVI Ассирия, Вавилон, Месопотамия, Сирия, Финикия, Иудея, Аравия, XVII Египет, Эфиопия, Ливия.
Позднее историко-географическое, историко-культурное и краеведческое описание Греции в форме путеводителя составил Павсаний (ок. 180 г.) под названием «Описание Эллады». Отдельные части этого труда посвящены всем историческим областям материковой балканской Греции.
Среди греческих историков римского времени надо выделить Дионисия Галикарнасского (60 г. до н.э.-10 г. н.э.). Его труд «Римские древности» в 20 кн. доводил повествование до 264 г. до н.э. (т.е. до начала «Истории» Полибия). От этого труда сохранилось 11 книг, посвященных событиям до 442 г. до н.э. Эти книги находились в византийской коллекции Константина Порфирогенета. Позднее жил Аппиан из Александрии (98-161 гг.), часть «Римского истории» которого сохранилась. Сохранившиеся книги Аппиана посвящены войнам римлян в Испании, войнам Рима с Ганнибалом, с царем Понтийского царства Митридатом, гражданским войнам накануне образования Римской империи. Биографии императоров после Марка Аврелия до распада государства во время кризиса III в. эпохи «солдатских императоров» написал Геродиан (165-240).
Множество сочинений написал ритор Дион Хрисостом (45-112 гг.). Многочисленные речи оставил ритор Либаний (314-393) времени Поздней римской империи.
Много трудов составил знаменитый Плутарх (46-126 гг.). Его «Параллельные жизнеописания» посвящены деятелям греческой и римской истории: Тезей и Ромул (753—716), Ликург и Нума (715—672), Солон (640—560) и Попликола, Фемистокл (525—461) и Камилл, Перикл (495—429) и Фабий Максим, Гай Марций и Алкивиад (451—404), Эмилий Павел и Тимолеонт (411—336), Пелопид и Марцелл, Аристид (540—467) и Марк Катон (234—149), Филопемен и Тит, Пирр (319—272) и Гай Марий (156—86), Лисандр и Сулла (138—87), Кимон (504—449) и Лукулл (106—56), Никий и Красс (115—53), Серторий и Эвмeн, Агесилай и Помпей (106—48), Александр (356—323) и Цезарь (106—44), Фокион (400—317) и Катон (95—46), Агис (245—241) и Клеомен (235—221) Тиберий (168—133) и Гай Гракхи (154—121) , Демосфен (384—322) и Цицерон (106—43), Деметрий и Антоний (83—30), Дион и Брут (85—42), Артаксеркс, Арат (271—213), Гальба (68—69), Отон (60).
Вопросы морали рассматриваются в «Беседах» Эпиктета (50-138 гг.) и в «Размышлениях» римского императора Марка Аврелия (161-180). Диоген Лаэртский (ок. 220 г.) составил сохранившуюся до нашего времени «Жизнь философов», где перечислены не только факты их биоографии и основные положения учений, по и даны перечни сочинений, многие из которых позднее оказались утраченными.
У Диогена Лаэртского есть характеристика жизни и учения: I, Фалес (639—546), Солон (640—560), Хилон, Питтак (651—569), Биант, Клеобул, Периандр (627—585), Скиф Анахарсис, Мусон, Эпименид из Кносса (600), Ферекид (596—540), , II, Анаксимандр (610—546), Анаксимен (585—525), Анаксагор (500—428), Архелай, Сократ (471—399), Ксенофонт (430—355), Эсхин (390—315), Аристипп (435—355), Федон, Эвклид (306—283), Стильпон, Критон, Симон, Главк, Симий, Кебес, Менедем, , III, Платон (427—347), , IV, Спевсипп, Ксенократ (395—314), Полемон, Кретет, Крантор (320), Аркесилай (315—341), Бион, Лакид (210), Карнеад (214—129), Клитомах (175—110), , V, Аристотель (384—322), Феофраст (370—287), Стратон (270), Ликон, Деметрий Фалерский, Гераклид понтийский (340), , VI, Антисфен (440—370), Диоген из Синопы (404—323), Моним, Онесикрит, Кратет, Метрокл, Гиппархия, Менипп, Менедем, , VII, Зенон из Кития (336—264), Аристон, Герилл, Дионисий, Клеанф (331—232), Сфер, Хрисипп (277—208), VIII, Пифагор (580—500), Эмпедокл (483—423), Эпихарм (500—477), Архит тарентский (400—365), Алкмеон, Гиппас, Филолай, Евдокс (408—355), , IX, Гераклит (530—470), Ксенофан (580—490), Парменид (519—454), Мелисс, Зенон элейский, Левкипп (500—440), Демокрит (460—370), Протагор (480—410), Диоген из Аполлонии, Анахарх, Пиррон (365—275), Тимон, Эпикур (341—270).
Время вслед за падением Западной Римской империи отражено в трудах Прокопия Кессарийского (500-565).
В разгар византийской эпохи ок. 1000 г. был составлен словарь по истории античного мира под названием «Суда». Большие статьи этого словаря, посвящены в частности, Авимелех, Авраам, Адам, Афинодор, Александр сын Филиппа (356—323), Алкивиад (451—404), Алфей река, Амаласунта мать Аталариха, Амиклы, Анакреонт (540—478), Анаксагор (500—428), Анаксимандр (610—546), Анаксимен (585—525), Анахарсис, Ганнибал (247—182), Антигон, Антиох царь, Антиопа, Антипатр, Антисфен, Антоний Север римский император , Апатурия, Аполлинарий, Аполоний Тианский, Арат стратег (315), Ареопаг, Аристарх (310—230), Аристид (540—467), Аристипп, Аристоксен, Аристоник сын Птолемея царя Египта, был евнухом, в детстве стал близким к царю, Аристотель (384—322), Аристофан Византийский, Архонт, Архилох, Гасдрубал, Асклепиад, Асклепиодот, Ассирийцы, Аталанта, Аттал, Август Цезарь, Аврелиан римский император (270—275), Афродита, Бабрий, Вакх, Великий царь персов, Царь, Царская власть, Велизарий (505—565), Веспасиан римский император (69—79), Вителлий (69), Болгары, Брахман, Византий, Гадейра, Ганг царь эфиопов сын реки Ганга, Гай римский император, Галаты, Гедеон военачальник евреев, Гесиод, Горгий (483—375), Григорий Назианзин (329—390) епископ, Григорий Нисский (341—395) епископ, Дарик золотая монета, Дарий, Датис и Артаферн, Давид пророк, Дедал, Дейпнософисты книга, написанная Афинеем (200 г. н.э.), Демад афинский оратор и демагог (ум. 319 г. до н.э.), Демарат (510—491) царь Спарты, Деметрий фалерский (350—283), Деметрий сын Антигона, Демокрит (460—370), Диагор, Диктис историк, Диоген (403—323), Диоклетиан римский император (245—313), Дионисий Ареопагит афинский епископ, Диоскуры, Дион Сиракузский (уб. 354 г. до н.э.), ученик Платона, хотел построить его государство в Сиракузах, Дион Кассий (165—238), Домициан римский император (81—96), Додоны, Драконт афинский законодатель (621), Друиды философы у галлов, Эмилия жена Сципиона Великого, Эмилий консул, победивший Персея царя македонского (179—168), Эсхил (525—456), Гекатей Милетский (540—478), Элея название города родины Зенона (490—430), Елена царица мать Константина Великого (306—337), Эмпедокл (495—415), Эпикур (341—270) который считал богов за ничто, Эратосфен (276—194), Эвмениды, Еврипид (480—406), Евсевий Памфил (267—340), Евтропий (364), Эфор (340 г. до н.э.), Зевс, Зенобий, Зенодот (III в. до н.э.), первый критический издатель Гомера, первый глава Александрийской библиотеки, от трудов сейчас ничего не сохранилось, Зенон Элейский (490—430), Зенон Александрийский, Зенон римский император, Гераклит (530—470), Геракл, Геродот (484—425), Ирод иудейский царь, Геродиан (165—240), Гесиод, Ивик поэт (VI в. до н.э.), Иеровоам брат Гедеона, Гиерон бывший тираном в Сиракузах, Иисус Христос, Илион город Фригии, Инды варварский народ, Юлиан Апостат римский император (331—362), Юстиниан римский император (527—565), Иоанн Дамаскин (650—753), Иония страна, Иосиф (37—100), Осия царь Иерусалима, Осия царь Израиля, Гиппий афинский тиран (528—510), Гиппократ врач (460—356), Исей (420—350) один из десяти ораторов, Исида, Исократ оратор (436—337), Фалес (639—546), Фемистий (317—390), Фемистокл афинский демагог (525—461), Феогнид Мегарский (546), Феодосий римский император (379—395), Феофраст (370—287), Теорикон, Терапевты, Фукидид (460—395), Каин брат Авеля, Каллимах (300—240), Катон, Кекропс, Кельты, Клавдий из частного человека ставший императором (41—54), Клеобул, Коммод римский император (180—192), Корибанты, Константин римский император (306—337), Константинополь, Крез лидийский царь (560—546), Кибела или Рея, Кир (559—530) царь говорят, стал отцом Камбиза, персидского царя (530—522), Ламех, Леонид лакедемонский царь, Лин сын Аполлона, говорят, он первый ввел к эллинам грамоту от финикийцев и был учителем грамоты Геракла и первый стал сведущ в лирическом искусстве, Лукиан (120—180), Луций Сергий Катилина (108—62), Лукулл (106—56), Ликург спартанский законодатель, Ликург Афинский (390—324), Лисий оратор (459—380), Манасия царь Иерусалима, Максенций римский император (280—312), Максимин римский император (172—238), Максим Тирский философ, Марк Антоний римский император философ (161—180), Масинисса царь нумидийцев (240—149), Медуза называемая также Горгоной, Милет, Мидас любивший золото и основавший нынешний город Анкира, Митра, Милон Кротонский, Мильтиад (550—489), Минос, Навуходоносор царь вавилонский (605—562), Нерон римский император (54—68), Нестор, Никий афинский стратег (469—413), Николай Дамасский (I в. до н.э.), автор «Всеобщей истории» (не сохранилась), Никомах Александрийский трагик , Никомах афинский трагик, Никомах Стагирит философ сын Аристотеля, Никомах врач, Нума Помпилий (715—672), Ксенократ (395—312), Ксенофонт (430—355), Ксеркс персидский царь (486—465), Олоферн старший военачальник Камбиза, Олимпиодор философ (V в. н.э.), Гомер, Орфей, Озирис, Остракизм, Валентиниан римский император (364—375), Валент римский император (364—378), Ориген (185—254), Остия, Паламед, Паллантий, Пан, Памфил Александрийский , Папп Александрийский (320 г. н.э.) математик, Парменид философ (540—480), Патриций, Павсаний царь лакедемонян, Пердикка, Периандр (627—585), Перикл (495—429), Персей македонский (179—168), Пилат, Пиндар из Фив (518—440), Платон (427—347), Полибий (201—120), Помпей консул и военачальник римский (106—48), Публий Сципион, Публий Сципион Африканский (185—129), Порфирий (232—301), Пор индийский царь, Приап, Прокопий, Прометей, Прусия царь Вифинии (235—192), Протагор (480—410), Птолемей царь Египта, Пифагор Самосский (580—500), Пирр (319 –272), Рапсоды, Регул консул 267 и 256 гг. до н.э., Римская держава, Саламин, Саллюстий (86—35), Самофракия остров, Самуил, Самсон, Саул иудейский царь, Сапфо (610 г. до н.э.), Сарданапал ассирийский царь, Север римский император, Семирамида, Сивилла, Сивилла дельфийская, Сивилла элисская, Сивилла колофонская, Сивилла феттальская, Сивилла фригийская, Сивилла кумская, Сивилла халдейская, Симонид (556—468), Сципион, Скифы, Соломон царь Иерусалима, Солон (640—560), Софокл (496—406), Сократ (471—399), Стесихор (600 г. до н.э.), Стратеги, Стратон (300 г. до н.э.) (теория самоорганизации), Сулла (138—78), Талант, Тантал, Тарквиний Суперб (573—476), Тиберий римский император (14—37), Тимей историк (356—260), Траян римский император (98—117), Тиртей (640 г. до н.э.), Эдип, Консулы, Фабий Максим римский консул 233 г. до н.э., диктатор 217 г., ум. 203 г., Фавн, Ферекид из Лер, Фидий (490—432), Филипп царь (359—336), Финикийская грамота, Ханаан.
На греческом языке римской и византийской эпохи сохранились большие сборники законов Римской и Византийской империи. Многие из них представляют собой перевод на греческий сохранившегося, например, в Дигестах (Кодексе Юстиниана) латинского текста законов.
Древнегреческие рукописные сборники пословиц составлял еще Аристотель (ок. 350 г. до н.э.), они сохранились в редакциях Зеновия и Диогениана (II в. н.э.), использовались константинопольским патриархом (1283—1289) Григорием Кипрским (его сборник из 305 пословиц издан в 1619 г.), филадельфийским митрополитом Макарием Хрисокефалом (сер. XV в., сборник «Розовый сад» (Rodwnia) из 796 пословиц) и Михаилом Апостолием (XV в.). Сборник Михаила под названием «Фиалковый цветник» (Iwnia) ) закончил его сын Аристобул (архиепископ Арсений) и издал в сокращении с посвящением римскому папе Льву Х (1513—1521) (ApojJegmata – «Изречения» без указания места и года издания). Полное издание этого сборника с латинским переводом вышло в 1619 г. Научные издания византийских сборников пословиц осуществлены в 1876, 1879 (сборник монаха Максима Плянуда (1260—1310)), 1886 гг. В зарубежной литературе связь этих пословиц с русскими изречениями не исследовалась, зато в отечественной – первые работы на эту тему появились достаточно быстро после публикации источников (Ернштедт Е.К. Забытые греческие пословицы \\ Журнал Министерства народного просвещения. 1893. Кн. 4—5). Для настоящей книги подбор греческих крылатых выражений осуществлен по изданиям: Тимошенко И.Е. Литературные первоисточники и прототипы трехсот русских пословиц и поговорок (Гомер, Эзоп, трагики, аттическая комедия, Платон, Лукиан, греческие паремиографы и сборники византийских пословиц). Киев, 1897. Он же. Византийские пословицы и славянские параллели к ним. Варшава, 1895 (оттиск из Русского филологического вестника).
На греческом языке существует большая христианская литература, создававшаяся со времени возникновения христианства, пополнявшаяся после узаконивания христианства в Римской империи с IV в., а также в Византии. По жанрам эта литература подразделяется на рукописи Священного Писания (Нового Завета и Библии в целом), на толкования библейских текстов (экзегетическая литература), на сочинения в защиту христианства в период гонений на раннее христианство в Ранней Римской империи в в годы кризиса III в. (эпоха «солдатских императоров») (апологетическая литература), на церковные проповеди, наставления на духовной жизни для мирян и монашествующих, сочинения по истории церкви, жития святых (агиографическая литература), тексты документов церковного права, переписку церковных деятелей, деяния Вселенских соборов, богословские сочинения, богослужебные тексты (молитвы, литургии, каноны и др.). Эта литература связана с традициями и преданиями Восточной христианской (Православной) церкви. Многие известные христианская авторы создавали произведения нескольких из перечисленных жанров. Изучением таких произведений занимается церковная наука патристика (патрология).
Известно около 5 тыс. рукописей с греческим текстом Нового Завета. Некоторые из них выполнены на папирусах. По особенностям греческого языка они подразделяются на рукописи александрийской, западной, кесарийской и византийской языковой традиции (койне). С 1475 г., т.е. спустя четверть века после падения Константинополя, в первом каталоге Ватиканской библиотеки в Риме упоминается кодекс греческого текста Библии, называемый в науке Ватиканским. Этот кодекс был переписан с книг Ветхого и Нового Завета в середине IV в. Филологическая работа над его текстом началась лишь после полного факсимильного издания 1889-1890 гг. Некоторые строки разных библейских книг в этом кодексе не сохранились.
В 1844 г. в монастыре св. Екатерины на горе Синай был обнаружен греческий кодекс Библии, переписанный в IV в. Он был опубликован в 1846 г. и по месту находки получил название Синайский кодекс. Кодекс исполнен на страницах размером 381 х 343 мм и первоначально содержал текст всей Библии. Текст Ветхого Завета дошел до нашего времени частично, а Нового Завета сохранился полностью.
Наиболее значительные собрания папирусных рукописей Нового Завета теперь принято называть по имени того человека (Честера Битти), который приобрел их в Лондоне в 1930-1931 гг., и другого человека (Мартина Бодмера), который в 1955-1956 гг. приобрел соответствующее собрание в Женеве. Первый из папирусов Честера Битти издатель датировал 1-ой пол. III в. Первоначально этот папирус состоял из 220 листов размером 254 х 203 мм. На листах записаны тексты четырех Евангелий и Деяний апостолов. Однако от первоначальной рукописи сохранилось лишь 30 листов. На сохранившихся листах тексты Евангелий от Матфея и от Иоанна дошли не полностью. Еангелие от Марка сохранилось на 6 листах, Евангелие от Луки – на 7 листах.  Другой папирус Честера Битти имеет 86 л (первоначальным размером 280 х 265 мм) с небольшими повреждениями. Первоначальный объем этого папируса с Посланиями Павла составлял 104 л. Запись этого кодекса Нового Завета датируют примерно 200 г.
В собрании Бодмера имеется папирусный кодекс на 104 страницах (размером 152 х 140 мм) Евангелия от Ионна, переписанного на этот папирус ок. 200 г. Издан этот кодекс сразу после приобретения – в 1956 г. Через некоторое время Бодмер прибрел еще 46 стр. этого же кодекса (изданы в 1958 г.). Среди других папирусов Бодмера есть кодекс с текстами Евангелий от Луки и от Иоанна на листах размером 260 х 130 мм. Из первоначальных 144 страниц этого кодекса, переписанного между 175 и 225 гг., т.е. в последние десятилетия Ранней Римской империи до ее распада в период «солдатских императоров», 102 страницы сохранились до нашего времени.
Издание на языке греческого оригинала сочинений христианских писателей, живших с апостольских времен вплоть до эпохи византийского патриарха Фотия (863 г.), занимают 114 томов. Из них 84 тома занимают сочинения, созданные до падения Западной Римской империи. Среди этих писателей можно упомянуть Юстина (философа и мученика), Ириней Лионского (123-202), Климента Александрийского (ум. 217 г., сочинения занимают 2 тома), первого церковного историка Евсевия Памфила (263-340, 6 томов), Афанасия Александрийского (298-373, 4 тома), Василия Великого (329-378, 4 тома), Кирилла Иерусалимского (315-386), Макария Египетского (301-391), Григория Назианзина (328-390, 3 тома), Епифания Кипрского (310-403, 3 тома), Григория Нисского (341-394, 3 тома), Иоанна Златоуста (Хрисостома) (347-407, 8 томов), Сократа Схоластика, Кирилла Александрийского (ум. 444, 9 томов), Исидора Пелусиота, Феодорита (386-457, 5 томов).
При изучении греческого языка античных и христианских писателей в XIX-XX вв. были созданы словари языка отдельных авторов, монографии по углубленного изучению стилистических особенностей языка разных авторов, по особенностям греческих рукописей, сохранивших текст их сочинений, библиографические указатели работ об этих авторах и отдельных проблемах истории и культуры, изучаемых в таких работах. В России 1860-х гг. развернулась полемика о значении для общества изучения древнегреческого и вообще классических языков. В 1890 г. отмечалось, что в шестидесятых годах вопрос этот подвергался самому многостороннему обсуждению и в обществе, и в печати, и в правительственных учреждениях. В 1879 г. знаменитых публицист, главный редактор газеты «Московские ведомости» и теоретик консерватизма М.Н Катков сделал подборку из своих важнейших статей в «Московских ведомостях» за 1864-1871 гг., посвященных организации средней школы, и поместил из в журнале «Русский вестник» (1879. Кн. 6). (Катков М.Н. Наша учебная реформа. С приложением и с предисловием и примечаниями Льва Поливанова. М.: Изд. С.Н. Фишер, 1890. Из Предисловия. С. III.). Он и его позднейшие единомышленники старались доказать, что гимназическим классическим образованием гордится весь образованный мир.
Первый устав российских гимназий был создан в 1804 г. Устав 1828 г. исходил из принципиальной необходимости совместного преподавания обоих классических (как тогда говорили, древних) языков. Однако по уставу 1849 г. эти принципы были пересмотрены. В 1852 г.  почти из всех гимназий исчезло преподавание древнегреческого языка. Только в одной московской гимназии (№ 2) сохранилось его изучение, но у меньшем по сравнению с прежним объеме. В дальнейшем предполагалось еще более уменьшить число часов, отведенных древнегреческому языку. Такой устав действовал на протяжении 15-ти лет. Новые изменения предложил устав гимназий 1864 г. Как отмечалось в предисловии к посмертному переизданию статей Каткова (1890) об образовании, «громадное большинство относится к проекту возвращения наших гимназий на путь классического образования так: в наше время, когда нужны практические деятели на всех поприщах, нам предлагают учить детей мертвым языкам, не имеющим никакого приложения в жизни и нужным только профессору и учителю и разве еще медику или слушателю римского права. Но и эти нуждаются только в языке латинском. Не есть ли все это странность ученого, измышление идеолога, и только? Сторонники Каткова, возражая на это, заявляли: «общество, видимо, растеряло с 1849 г. те крохи здравых педагогических идей, какие достались ему на долю в первой половине нашего века». Цитировалось высказывание одного немецкого ученого о влиянии отдельных наук на просвещение народов, который утверждал, что «можно представить себе целый народ отличных математиков, погруженных в глубокое варварство» (в другом переводе с немецкого эта мысль звучит так: «ни одна нация не исторгнута из варварства математикой»). Эту фразу цитировал в статье под названием: «Необходимость гимназических наук в среднем образовании», опубликованной в журнале «Сын Отечества» (№ 48, «6-ое письмо из Москвы в Нижний Новгород» М.Н. Муравьев-Апостол (1768-1851), являвшийся в 1796 г. камергером великого князя Константина Павловича, в 1799 г. посланником России в Копенгагене, в 1802 г. – посланником в Испании, с 1824 г. ставший сенатором, членом Главного Правления училищ. Утверждалось, что аналогичное суждение будет справедливо и для естествоведения: «можно предположить существование целого народа натуралистов без всяких определенных и твердых понятий о добре и зле». Сам Катков в 1864 г. дал следующую развернутую характеристику значения изучения классических языков. «Древние классические языки положены в основу европейской школы ... Только эти языки, в их неразрывном единстве, обладают всеми теми свойствами, которые позволяют сосредоточить на них труд юных зреющих умов и щедро вознаграждают их за этот труд. Эти языки не только соединяют в себе все необходимые условия для правильного упражнения умственных сил, но и вносят с тем вместе богатое содержание. Усваивая себе логику, отпечатавшуюся в организации этих языков, юные умы шаг за шагом овладевают сверх того целым историческим миром ... который лежит в основе современной цивилизации. Изучая эти языки и все то, к чему они дают ключ, юная мысль зреет, знакомясь на практике со всеми приемами серьезной умственной деятельности ... со всеми методами исследования и познания. Здесь невозможно поверхностное обращение с делом, здесь невозможна никакая неопределенность и неточность ... здесь узнанное и резкой явственностью отличается от неузнанного, понятое от непонятого, усвоенное от неусвоенного. Здесь юный ум ... знакомится со всеми родовыми оттенками человеческой мысли, со всеми видами человеческого творчества в их первоначальных простых и чистых линиях. Здесь вызываются из приводятся в игру все способности духовной организации человека, и все равномерно воспитываются, усиливаются и развиваются ... учебники истории никогда не сообщат им этого чувства истории. Усваивая шаг за шагом букву и дух древних языков, учащиеся самолично входят в мир истории и овладевают первоначальными источниками исторического ведения. Дети могут учиться своему природному языку только для того, чтобы регулировать его практическое применение, но никогда не удастся возвести его для их разумения в предмет плодотворного теоретического изучения. Можно ли вынуть из уст детей живое слово, непосредственно понятное им и неразрывно связанное с их жизнью, и представить им его как нечто для них внешнее, чуждое?»
В 1873 г. Катков утверждал, что «цель учебное реформы состояла в том, чтобы возвысить образование в нашей стране и поставить в этом отношении русскую народность в условия, равные с теми народами, от которых мы нищенски и рабски доселе получили наше умственное пропитание. Правительство вступило на путь реформ, о каких едва могли мечтать наши отцы и деды. Просвещение правительство сочло себя обязанным трактовать как один из самых существенных государственных вопросов, быть может, самый существенный, без правильного разрешения которого невозможен успех ни в чем, ничто не может считаться обеспеченным, и сама будущность нации становится хуже, чем сомнительной. ... Ум, только поверхностно возбужденный, но не развитый, не укрепленный, не приученный к правильного труду, - плохое орудие для усвоения науки в высшем значении этого слова. Существует только одна учебная система, приготавливающая к высшему образованию. Возможна ли еще иная система, - это во всяком случае только вопрос. Для людей понимающих даже и не вопрос. Несомненный факт состоит в том, что уже существует достаточно хорошая система, которая находится в основании всего современного развития наук и знаний. ... Богатство учебного материала, вынесенное прямо из источников ... непосредственное знакомство с основными элементами всемирной цивилизации, мысль, воспитанная практически на логике совершеннейших словесных организмов, способная различать мельчайшие оттенки смысла и восходить до самых широких обобщений, сохраняя постоянный контроль над собою ... Вот плоды, которые при успешном ходе дела вынесут учащиеся из своего учебного курса».
В.В. Федотов
Первое знакомство с древнегреческим языком

Во II тыс. до н. э. в Греции говорили на близких восточно-греческих диалектах, может быть с минимальными различиями между протоионийским диалектом (в Аттике), протоаркадским (в Пелопоннесе) и протоэолийским (в Фессалии и Беотии). В протоионийским и протоэолийским диалектами тесно связан язык «линейного письма Б», обладавший чертами, которых нет в диалектах классической Греции. Он утерял их после контакта с западным диалектом дорийцев.
Переселенцы с севера принесли западно-греческий диалект, который частично вытеснил, а частично (как в Аттике) изменил прежний восточный диалект. Так сложились диалекты I тыс. до н.э. – аттический, ионийский, эолийский. На дорийском диалекте стали говорить на Истме – в Коринфе и Мегариде. Он распространялся в Элиде, Акарнании и на островеКоркира, но может быть уже после коринфской полонизации VIII-VII вв. до н. э. Дорийцы поселились также на южных Кикладах – Фере, Мелосе, на Крите, на юге Малой Азии.
Население Аркадии по традиции не менялось. Аркадский диалект обнаружил наибольшую связь с микенским, а к его непосредственному потомку – кипрскому (вероятно, сохранившему даже эгейскую систему письма) аркадский диалект ближе, чем аттический к ионийскому. В кипрском же, например, члены царских семей в середине I тыс. до н.э. назывались тем же словом «анакт», что и правители микенской Греции. Сходно с термином пилосских документов название территориальных единиц в надписи III в. до н.э.
Древнемакедонский язык известен только по топонимам, этнонимам, глоссам, ономастике и именам богов, названиям праздников и месяцев местного календаря. Однако большинство личных имени топонимов заимствовано у греков, частично из диалектов Фессалии, так что из 153 «македонских» слов в античных и ранневизантийских словарях некоторые оказались греческими. Античные грамматики считали, что македонский язык близок к гомеровскому. Возможно родство древнемакедонского языка с микенским диалектом. Многие исследователи считают его диалектом греческого. Выдвинуты и другие теории, например, об иллирийском происхождении.
Лингвистическая карта. Традиционное выделение в послемикенском греческом языке только дорийского, аттического, ионийского и эолийского диалектов, позденее слившихся в койне, верно лишь для литературных стилей. Судя по надписям, карта разговорных диалектов была сложнее. Страбон (VIII, 1, 2) отмечал, что даже в его время почти в каждом городе Пелопоннеса говорят на своем диалекте, хотя все они восходят к языку дорийцев. Самую чистую дорийскую форму диалекта Павсаний отмечал в Мессении.
Дорийские диалекты представлены: лаконским, на котором говорили и в колониях Спарты (Тарент); мегарским, на тем тоже говорили в колониях (Сицилия); аргосским; коринфским (ив колониях Коринфа); мессенским (представленным только поздними формами с элементами койне); диалектами дорийского населения островов, в частности Родоса, Коса, Феры (на котором говорили и колонисты Феры в Кирене), Крита (где дорийский диалект известен лучше всего благодаря обилию ранних памятников). Помимо дорийского, в западных диалектах выделяются северо-западные, включащие: диалект Фокиды (в основном представленный памятниками из Дельф); диалект Локриды; диалект Элиды (известный в Олимпии); сложившийся в эпоху Этолийского союза северо-западный койне. Промежуточное положение между западными и восточными занимали диалекты Фессалии и Беотии. Восточные диалекты в материковой Греции представлены только аттическим и аркадо-кипрским. Вне материка: Аркадо-кипрский; Ионийский (на котором помимо Ионии в Малой Азии говорили с местными особенностями на Кикладах и на Эвбее); Эолийский (на Лесбосе).
(По кн.: Федотов В.В. Историческая география Античного мира, М., 1996, С. 90 – 96).
Повторение для самоконтроля уроков с 12-го до 16-го (по книге: Федотов В.В. "Вводный курс древнегреческого языка". М. 2005 это уроки 1 - 5). Рекомендуется для самоконтроля отмечать слова, значение которых не удалось запомнить или написание которых осталось неясным. Эти слова можно быстро проверить на этой странице сайта по тексту уроков без звуковой дорожки, не обращаясь к видео со звуком. Затем несколько раз прослушивать этот файл самоконторля, пока всё желаемое не закрепится в памяти.
Повторение для самоконтроля уроков с 17-го до 21-го (по книге: Федотов В.В. "Вводный курс древнегреческого языка". М. 2005 это уроки 6 - 10).
Повторение для самоконтроля уроков с 22-го до 26-го (по книге: Федотов В.В. "Вводный курс древнегреческого языка". М. 2005 это уроки 11-15).
Повторение для самоконтроля уроков с 27-го до 31-го (по книге: Федотов В.В. "Вводный курс древнегреческого языка". М. 2005 это уроки 16-20).
Повторение для самоконтроля уроков с 32-го до 36-го (по книге: Федотов В.В. "Вводный курс древнегреческого языка". М. 2005 это уроки 21-25).
Повторение для самоконтроля уроков с 37-го до 41-го (по книге: Федотов В.В. "Вводный курс древнегреческого языка". М. 2005 это уроки 26-30).
Повторение для самоконтроля уроков с 42-го до 46-го (по книге: Федотов В.В. "Вводный курс древнегреческого языка". М. 2005 это уроки 31-35).
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню