СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ В СССР - THEODOT

Перейти к контенту

Главное меню:

СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ В СССР










.












На странице Семейный Архив в СССР помещены:
материалы Хабаровского отделения Союзоргучета за 1934 - 1935 годы;
материалы о первых шагах художественной гимнастики в СССР конца 1940-х – начала 1950-х годов.
материалы РУ 57 Москва, Малая Ордынка, 13  - Училище металлистов в 1943 - 1949 годах;
материалы Московского металлургического техникума Большая Ордынка, 22 в 1944 - 1948 годах,
материалы 1937 - 1960 годов к истории дома 43 на Большой Ордынке;
фото физпарадов 1945 - 1947 годов на улицах Москвы и на стадионе Динамо;
пригласительные билеты на московские новогодние ёлки 1954 - 1969 годов;
пригласительные билеты с программами культурных и образовательных мероприятий в институтах АН СССР на Ленинском проспекте концертных сезонов 1966-67 (ФИАН) и 1970-71 (ИОХ).
Авторские дары публицаций, автографы писем ученых,
материалы 1960-х – 1990-х годов об образовании, культурной жизни и научной деятельности.
Интересны материалы 1990 – 1991 годов кануна распада СССР. Например, о попытках подтвердить документальной основой факты своей биографии в годы Великой Отечественной войны, письма в газеты с желанием привлечь внимание к наблюдаемым вокруг себя явлениям повседневной жизни.
А по проблемам постсоветского времени (с начала которого прошло более 30-ти лет) я обнаружил в интернете высказывания популярных к 2023 году историков о том, что они ещё не встречались в печати с результатами хоть какой-либо плановой научной работы об эпохе после 1991 года. Все сводится к суждениям журналистов, публицистов или дилетантов.
Поэтому я думаю, что бережное отношение к семейным архивам и пристальное внимание к сохраненной в них информации в перспективе даст полезные результаты.

 
О продовольственных проблемах в СССР в 1963 - 1964 годах.

Фрагмент письма Рыбаковой Галины Михайловны (1921 – 1991) своей сестре Федотовой Лидии Михайловне (1927 – 2008). Написано 9 июля 1963 года из Игналинской турбазы (Литва).
«Кормят здесь хорошо, вкусно, дают все время молодую картошку, здесь она уже давно цветёт. Дают очень свежее масло, творог, сметану. Виктор Сергеевич нагуливает такой аппетит, что съедает всё, а потом кричит - объелся.»

Фрагмент письма Рыбакова Анатолия Михайловича (1924 – 1993) своей сестре Федотовой Лидии Михайловне (1927 – 2008). Написано 23 марта 1964 года в Алупке (Крым).
«Лида, ты интересуешься, как здесь с продуктами? Я не знаю, как в Москве, а здесь мясо всё время было, масло и крупа - не всегда, но и покупаем мы здесь по-другому – если берём масло, то несколько килограммов, крупы скопилось больше 10 кг разной, муки – 8 кг, рыба здесь всё время есть. Так что говорить о продуктах не приходится. Молока мало, но мы купили сгущёнки, и оно нам не нужно. Сгущенки купили 2 кг, и всю зиму пьём кофе. Нам удалось купить холодильник.»

Фрагмент письма Рыбаковой Галины Михайловны (1921 – 1991) своей сестре Федотовой Лидии Михайловне (1927 – 2008). Написано 12 мая 1964 года в Алупке (Крым) во время поездки из Москвы на отдых к своему брату Рыбакову Анатолию Михайловичу (1924 – 1993), который поселился в Крыму в 1963 году.
«В магазинах есть молоко, кефир, сметана. В четверг обещали привезти мясо.
Постараюсь взять побольше, в холодильнике пролежит долго. Хлеб здесь сероватый, но вполне съедобный. Сливочное масло надо везти из Москвы в бидоне или кастрюле. Правда, мы масло довезли хорошо. Пишите, когда вы приедете. Приехать советую. Красота здесь дивная. Толин дом находится в самых хороших условиях из всей Алупки, а может быть, и Крыма. Пишите на адрес: Крым, Алупка, Главный почтамт. До востребования».

Фрагмент письма Рыбаковой Галины Михайловны (1921 – 1991) своей сестре Федотовой Лидии Михайловне (1927 – 2008). Написано 25 мая 1964 года в Алупке (Крым) во время поездки из Москвы на отдых к своему брату Рыбакову Анатолию Михайловичу (1924 – 1993), который поселился в Крыму в 1963 году.
«Мяса пока здесь нет. Но бывают колбасы, творог, кефир, сливки, простокваша, ряженка, картошка 20-30 коп., сыр и т.д.
С 1/VI обещают, что снабжение будет по I категории, то есть такое же, как и в Москве.
Если приедете, то возьмите с собой сливочное масло в бидон или кастрюлю, несколько банок мясных консервов и немного корейки или грудинки.»

Фрагмент письма Рыбаковой Галины Михайловны (1921 – 1991) своей сестре Федотовой Лидии Михайловне (1927 – 2008). Написано 30 мая 1964 года в Алупке (Крым) во время поездки из Москвы на отдых к своему брату Рыбакову Анатолию Михайловичу (1924 – 1993), который поселился в Крыму в 1963 году.
«С продуктами стало значительно лучше. Стоят на полках магазинов мясные консервы, лежат утки, перловка, творог, горох, кефир и т.д. За молоком очереди нет. Все продукты здесь немного дешевле: сахар 88 коп. 1 кг, песок 84 коп., молоко 24 к литр и т.д. редиска большой пучок 10 коп., зелёный лук 15 к 1 кг.»

Фрагмент письма Рыбаковой Галины Михайловны (1921 – 1991) своей сестре Федотовой Лидии Михайловне (1927 – 2008). Написано 1 июня 1964 года в Алупке (Крым) во время поездки из Москвы на отдых к своему брату Рыбакову Анатолию Михайловичу (1924 – 1993), который поселился в Крыму в 1963 году.
«Из продуктов сюда ничего не привозите, даже сгущенное молоко, так как в этом нет необходимости. Простого молока сколько угодно, и дома есть ещё 2 банки сгущенного.»

Фрагмент письма Рыбакова Анатолия Михайловича (1924 – 1993) своей сестре Федотовой Лидии Михайловне (1927 – 2008). Написано 1 октября 1964 года в Алупке (Крым).
«С продуктами ещё хорошо. Зимой - не знаю, как будет. Надо бы послать посылку, но просто не знаю, что делать – говорят, и в Москве фрукты дешевые, а здесь не дорогие, но не назовёшь их хорошими (для посылки).»

С 1955 года в СССР регулярно проходили соревнования спортивной гимнастике на Кубок страны по многоборью. Также с 1955 года СССР участвовал в чемпионах Европы по спортивной гимнастике. А с 1957 года начали проходить первенства Европы по спортивной гимнастике для женщин.
В эти годы готовилась к печати и была издана помещенная ниже книга по спортивной гимнастике. Одним из авторов этой книги была Федотова (Рыбакова) Лидия Михайловна (1927 – 2008), руководившая тогда секцией художественной гимнастки в Московском технологическом институте пищевой промышленности, имея квалификацию спортивного судьи 1-ой категории.
Единая классификационная программа по спортивной гимнастике для женщин. Вводится с 1 февраля 1956. Утверждена приказом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 3 октября 1955 г. № 634. Москва, 1955.
Содержание:
Указания к отдельным видам. Описание движений из исходного положения по тактам, счет, оценка. Упражнения для III, II, I разряда: вольные, на брусьях разной высоты, на бревне, на кольцах в каче, прыжки. Вольные упражнения для исполнения под музыку Делиба из балета «Сильвия» пиццикато (3-й разряд), под музыку Дунаевского «Заздравная» из кинокартины «Весна» (2-й разряд), под звуки 11-го вальса Шопена часть 3 (2-й разряд), под музыку из балета Асафьева «Кавказский пленник» - вальс конькобежцев (1-й разряд).
Рисунки движений. Ноты для музыкального сопровождения.
Образцы документов о типичных семейных бытовых расходах 1959 – 1964 годов. В этот период произошла денежная реформа (1961) и действовали совнархозы для изменения принципов хозяйственного управления в СССР.
Документы на бытовую технику 1965 - 1985 годов и беседа В.В. Федотова о значении этих материалов. Аудиозапись 1 октября 2023 года.
Квитанции на продовольственные заказы в Москве в октябре 1982 года на имя Л.М. Федотовой.
Моей маме - Лидии Михайловне Федотовой (1927 – 2008) в мае 1982 года исполнилось 55 лет, она стала получать пенсию и делала эти заказы. На майском Пленуме ЦК КПСС 1982 года была принята «Продовольственная программа … до 1990 года». К тому времени уже несколько лет по инициативе Л.И. Брежнева звучал лозунг: «Превратим Москву в образцовый коммунистический город!».
Октябрь 1982 года стал последним месяцем эпохи Л.И. Брежнева, руководившего СССР с 1964 по 1982 годы.
Необходимость пользоваться услугами Ателье проката в нашей семье возникла, когда мне надо было готовить дипломную работу, а затем – кандидатскую диссертацию (в 1975 – 1980 годах). Потребовалось брать напрокат пишущую машинку, а технику работы на ней я и мама осваивали по самоучителю. Были нужны две машинки – одна с русским, другая – с латинским шрифтом. После защиты диссертации стало ясно, что мне как преподавателю машинки постоянно необходимы для регулярного оформления планов, отчётов, статей и других документов. Сначала удалось купить самую дешевую машинку «Москва», потом более удобную – «Эрика» (ГДР), а на машинку «Москва» поставить в мастерской латинский шрифт.
Образцы изменения стоимости необходимых бытовых расходов в Москве с 1989 по 1999 годы.
Документы о развитии услуг телефонной связи в 1965 – 1975 годах
Федотов В.В. Полузабытое. М.: Спутник+, 2010. C. 20-27.
Запись беседы с К.И. Чуковским (1882 – 1969) в Переделкино 3 декабря 1968 г. учеников 10-х классов средней школы № 2 г. Москвы.
Записал по памяти на следующий день участник встречи ученик В.В. Федотов.

В доме К.И. Чуковского нас провели в детскую библиотеку на первом этаже направо от входа.
Мы – это пожелавшие поехать на встречу ученики нескольких десятых классов гремевшей в Москве 1960-х годов «средней общеоб¬разовательной трудовой спецшколы № 2 с математическим уклоном». Кажется, так она называлась на вывеске. А среди своих про «уклон» ещё говорили, что в математической школе он – «литературно-физкультурный».
Вместе с нами были учителя литературы, из которых назову Феликса Александровича Раскольникова.
Чуковский спустился со второго этажа в шерстяном пуловере. Поинтересовавшись, с кем ему предстоит встреча (каковых, как оказалось, у него с детьми бывало регулярно немало), почему-то получил представление, что перед ним на этот раз ученики девятых классов.
Нам это показалось почти правильным. Но учителей  взволно-вало. Они боялись, что возможная редкая интересная беседа будет испорчена, так как их (в общем-то, совсем взрослую) аудиторию выпускного класса принимают за подрастающих ребят – девяти-классников. Говорилось это уже позже – во-время исправить ошибку в беседе они не решались, чувствуя себя оробевшими перед «живым классиком» (так назвал потом Чуковского Ф.А. Раскольников).
Сам Корней Иванович, наоборот, всячески старался не допу-стить никакой скованности у гостей. Но со школьниками тоже это удалось лишь наполовину даже к концу беседы.
Чуковский начал беседу с чтения пушкинского «Из Пиндемон-ти», спросив затем, чьи это стихи, и как они называются. Эти строки были известны нам наизусть. Правда, не по учебнику или «Полному собранию сочинений», а благодаря лекциям Ф.А. Раскольникова.
В ответ на демонстрацию собственной осведомлённости мы услышали:
- Вы образованные, оказывается. А вот я многих спраши-вал про это, - литературных критиков. Один, в штатском, как-то сказал: «Смотрите, вы так не пишите».

Вслед за этим Чуковский читал ещё Пушкина, Баратынского, Полон¬ского – из того, что было переписано Гоголем и найдено в его бумагах.
Рассказал о Маяковском:
- Когда я получил его книжку, прочитал, то захотел обра-до¬вать молодого автора. Им обычно всегда очень при-ятно, когда критики их хвалят. Я представлял себе поэта унылым, маленьким. Я пришел в ресторан, и мне сказали, что в бильярдной – Маяковский. Я попросил позвать его. Тот пришёл – но был отнюдь не маленького роста, и ска¬зал: «Чего надо?». Я показал его книжку. Он вспомнил её и произнёс: «Я сейчас занят – играю на бильярде. А вы – всё, что хотели высказать мне, - подите и скажите вот тому старичку в уголке!». Это был отец дамы, за которой он ухаживал. «Так она понимает уже, что я – великий поэт, а он ещё сомневается. Так вы подите и объясните!». Я хотел было обидеться, но не получилось. Пошёл к нему и стал говорить. Маяковский несколько раз показывался в дверях и делал руками знаки.
Потом Чуковский рассказывал о Мандельштаме и Гумилёве.
- Гумилёв не любил Блока, его символизм, всегда горячо выступал против. Однажды объявили, что будут разда-вать муку. В то голодное время это очень много значило. Мы пошли вдвоём с Гумилёвым. Я взял санки, но не было, во что класть. Там один красноармеец дал свою наволочку, - я положил в неё муку и крепко привязал к саням. Была зима, метель. Мы пошли обратно с Гуми¬лёвым. Он начал говорить против символизма, увлёкся, рассказывал долго. Потом мы обнаружили, что везли пустые сани – а это какой-то прохожий тихонько срезал у нас эти накрепко привязанные мешки и унёс. Гумилёв, не раздумывая, взмахнул руками, и, издав какой-то клич, бросилсся ловить вора. Было темно, снег, и даже прохо¬жие рядом виднелись каким-то пятном. Потом он прибе¬жал обратно. Никого не поймал, но был очень разгорячен и доволен. Оказывается, он налетел на какого-то прохо¬жего с мешком муки, принял его за вора, набросился на него и стал отнимать. А тот его принял за грабителя – и по¬шла  драка. Прохожий победил, но Гумилёв остался дово¬лен. В этом было что-то мальчишеское, мне непонят¬ное. А затем мы пошли. И он стал, как ни в чём не бы¬вало, опять говорить против Блока и символизма.

- Вообще это натура очень романтическая, средневековая. Была дуэль. Тогда жил Маковский – сын придворного худож¬ника. Во взглядах он разошелся с отцом, обвинял его. Издавал свою газету – на деньги отца. Тогда порезал кто-то картину Репина: «Иван Грозный убивает своего сына». Репин очень был огорчен. Пришёл, и стараясь скрыть эти порезы, быстро кистью их закрасил. Как толь¬ко он ушёл, заведующий галереей закричал: «Керосину!». Эти мазки тут же смыли. И потом уже ученые-реставраторы тщательно всё восстановили. Потом кар¬ти¬ну взяли под стекло. Так Маковский, желая сделать не¬при¬ятное Репину, стоял перед этой картиной, и в стекло – как в зеркало, смотрелся и причёсывался. Один поэт писал стихи от имени некоей дамы: Черубины де Габ¬риак, и посылал их в виде любовных писем. Назначались свидания, она не приходила, и потом в письмах объясняла причину. Гумилёв затем издал сборник: «Черубина де Габ¬риак» с чёрными крестами – в средневековом стиле. А это писал поэт (Волошин) вместе с одной женщиной. Потом он рассказал всё Гумилёву. Тот очень обиделся, рассердился, и при всех дал пощёчину. Назначили дуэль – ну как же, он отстаивал честь дамы, которой, в общем-то, не существовало. Мы тогда были в театре, наверху, и слышали звук этой пощёчины. О дуэли всем стало извест¬но. И когда они приехали на место – зимой, к речке, - как на дуэли Пушкина с Дантесом, - там ждали репортёры. И они приехали, а на месте дуэли уже стоит большая группа репортёров! Ну, дуэль так и не состоялась. Он хотел драться за честь женщины, которая, в сущности, была муж¬чиной.

- Как-то нас шло несколько человек с Мандельштамом. Он был совсем не худой человек с впалой грудью и ввалив¬шимися глазами, как его описывают все мемуаристы. Ну, потом он был такой,  а тогда это – здоровый человек, сильный. Мы шли по берегу моря – осенью, было холод¬но. Вдруг он мгновенно разделся и бросился в море. Поп¬лыл по направлению к Кронштадту – саженками, и видны были его белые руки на фоне серого моря. Потом вер¬нулся. Я предложил сходить за полотенцем – я жил тогда тут недалеко. Он не стал слушать и принялся бегать по пляжу. Бегал до тех пор, пока совсем не согрелся. Потом оделся, и мы пошли дальше.

- Есть у меня такая книжка: «Чукоккала». Первый рисунок там сделал Репин. У нас тут тогда повалилась ель во дворе. Мы все пошли, и он нарисовал всех нас около этой ели.

- Была «Библиотека всемирной литературы», вы наверное, слышали. Там решили издавать лучшие произведения, написанные во всём мире. Создавалась коллегия. Гумилёв заведовал французской литературой. Я – англо-амери¬кан¬ской. На заседаниях было иногда скучно, поскольку сидели и слушали о той стране, в которой ничего не пони¬мали. Были специалисты по индийскому искусству, егип¬то¬логии, ассироведы – для всех стран. Появился один человек, который предложил Блоку достать дров, если тот напишет ему в книгу парочку сонетов. У Блока тогда в квар¬тире было холодно – не выше 9° – он согласился.  Потом этот человек пошёл к Гумилёву, к другим, ко всем нам. Они писали в книгу – он доставал дрова. Пришёл и ко мне – я тоже написал в шуточном стиле.

- Горького я очень хорошо знал, - и говорить о нём как-то трудно, как вообще о человеке, которого очень близко зшаешь. О своей жене, например, трудно писать. Ну, вообще Горький был человек слабохарактерный, легко поддающийся влияниям. Интересно: Чехов – человек же¬лез¬ный, волевой. А его герои – слабые, бесхарактерные лю¬ди. А Горький наоборот, - а писал о людях сильных, жестких. Творчество его мне не очень нравится. «Старуха Изергиль» не нравится.
- А Горький, можно сказать, спас мне жизнь. В 1920 году я написал книгу о Некрасове – там были его стихи, у меня – комментарий. Ленин об этой книге хорошо отозвался. Мы тогда не придавали этому такого значения, как теперь – что это событие какое-то историческое.
- Но я тогда решил написать по-настоящему, с хорошими комментариями. Работал я 6 лет. В 1926 году она должна была выйти. Но вот узнаю, что её издавать не будут – приказ есть набор рассыпать. А это огромный труд: комментарии я старался сделать проще, лучше. Меня об¬ви¬няли, что там я часто говорю, что Некрасов был дво¬рянин.
- Я очень огорчился, бросил всё и уехал в заброшенный монастырь. Я ходил спасать книгу – ничего не помогло. Когда я пришёл, спрашиваю: «Почему вы хотите мою книгу зарезать?» - он отвечает: «Обождите минуточку!», - снимает телефонную трубку, говорит: «Здравствуй, Эллоч¬ка! Как дела?». Тут я схватил этот телефон, намотал его на руку, вырвал из стены. Хорошо – разняли, а то смер¬то¬убийство было бы: я прихожу, говорю о своей кни¬ге по такому вопросу, - а он с Эллочкой разго¬ва¬ривает!
- В том монастыре я был; потом говорят: «Прочитайте газеты!». А я газет не читал – совсем ничего не хотел знать. Оказывается Горький, - он был тогда в Италии, написал оттуда, что это неправильно, что ещё Ленин хорошо отзывался об этой книге (а это тогда много значило!), и отдал это в газеты. Потом заявил, что если это всё равно сделают, он вообще не приедет оттуда. И ведь меня лично он не очень любил, и я о его творчестве иногда не слишком хорошо высказывался! А вот вступился за дело литературы!

- Ну, о смерти Гумилёва я ведь не знаю. Был он обвинен в каком-то заговоре, но я никогда у него антисоветских нас¬троений не видел – да и стихов таких тоже не знаю. Когда об этом узнали, Горький сразу помчался спасать – и Ленин написал, чтобы его не расстреливали. Но было уже поздно. Когда Горький приехал, я у него спросил – он ничего не мог ответить, - вырвал из вазы цветок, и у него в эту вазу кровь изз горла пошла – так он был потрясён смертью!

- В то время вся интеллигенция сплотилась, - с удоволь¬ст-вием вспоминались те годы.

- Я видел первые публикации Блока, - когда он ещё студент был; Маршака. Знал Анну Ахматову. Она не только такой была, как всегда пишут – задумчивой, грустной. Дома и юмор любила, шутила, была весела.
- «На кровати твоей первой степени Анна лежит»
Чуковский ещё прочел стихи шуточные. Сказал, что дом, в кото¬ром он живёт, можно показывать:
- Здесь Анна Ахматова была. В последнее время уже больная – на второй этаж не могла подниматься.
- Отношение сына к ней довольно странное. Она его любила, всё время очень заботилась. А он почему-то решил, что она о нём не заботится, в больницу не приехал. Это, конечно, странно. Хотя ведь ему нелегко было. Быть сыном Ахматовой и Гумилёва не легко ведь! Очень нелегко ему приходилось, наверное.

- Вот в этом доме Пастернак жил. У него всегда свет на-верху горел. Я пойду гулять, - а он из окошка на пальцах по¬ка¬зывает, сколько строк Шекспира ещё осталось пере-вести. На каждый день у него твёрдая норма была.
- Его дети, внешне очень благовоспитанные, а на самом деле – обычные мальчишки: хорошо по всем деревьям лазают. Приходят как-то они ко мне на крыльцо, говорят: «Нас папа послал спросить, как Вы себя чувствуете?». Я отвечаю: «Передайте папе – хорошо, спасибо!». Только я ухожу, - а один другого ударил: и у обоих уже синяки!

- У Хемингуэя есть очень хорошие вещи. А некоторые не люблю: «Старик и море» мне не нравится.

- Переводы плохо делают. Мою работу перевели – так у меня сказано: «Дети обычно склонны к хорею». А пере-вод¬чица посмотрела в словарь – там слово «хорео» - это «пляска святого Витта». И получилось, что дети, читая стихи, в каких-то судорогах корчатся! Я написал письмо: просил больше мои вещи не переводить.

- Я не имел счастья изучать иностранный язык с препо¬да-вателем. Учил английский язык на крыше. Я был ма¬ля-ром, и по 3 слова в день, бывало, выучишь. А в конце не¬де¬ли всё повторишь.

- Я «не проходил» Пушкина – и поэтому могу его любить!

- У Блока мне посвящены 3 стихотворения.

- Селинджер прислал мне лист из своего сада. Не дока-жешь ведь никак, что это оттуда – что он держал его в руках!
- Была в те годы карикатура, на которой изображены все писатели того временни – ну, все. Так теперь я из них один остался. Я был изображен змеёй, обвивающейся во¬круг колонны. Причём выношу на руках ... (Корней Иванович сказал или: «кого-то» или «Леонида Андреева»).
- Люблю Евтушенко. По-своему, он настолько хороший поэт, что может иногда писать плохо. Очень хорошо он чувствует современность. Одно время мне казалось, что у Рождественского большие способности.
- Да, прозаиков очень много хороших сейчас. Вот в послед¬ней книге «Нового мира» (В.Ф. – т.е. № 9 за 1968 год) ...
- Значит, ещё нет братства между народами. Спасибо, напомнили старику, есть за что бороться.
В конце беседы, глядя на нас, сидевших полукругом вокруг него, Чуковский сказал:
- У правой стороны всё в порядке – там даже иногда улы-ба¬ются, а на левой – смотрят серьезно, не улыбаясь даже во время рассказа о записях пародий в книгу за дрова ... Да вам не интересно... А почему не вижу интереса на молодых лицах?
Потом Корней Иванович оделся и проводил нас до окраины Пере¬делкино, если не ошибаюсь. Кажется, он разговаривал по дороге с учителями – или это они по дороге нам что-то говорили о нём. Неожиданно он задал учительнице вопрос: «В каком году родился Гоголь?» - чем, по её собственным словам, привёл ее в замешательство.
3 декабря 1968 года. Записал В. Федотов по памяти на следующий день.
К истории дома 43 по улице Большая Ордынка в Москве.
Двор, фасады и интерьер 1937 – 1960 годов исчезнувших к началу 1970-х годов построек и квартиры 12.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню